Аннотации:
Рассмотрена интеграция технологий дополненной реальности (AR) и промышленного Интернета
вещей (IIoT) в учебный процесс на базе учебного лабораторного комплекса, предназначенного для проведения лабораторных и практических занятий студентов электротехнических специальностей. Целью
интеграции является приобретение навыков отладки систем такого типа и анализ актуальности применения современных технологий в промышленности и электроэнергетике. Особое внимание уделено
управлению системами электропривода. Обоснована актуальность и своевременность применения этих
технологий в отношении образовательного процесса и промышленности. Описана необходимость модернизации существующих систем промышленной автоматизации. Приведен также обзор существующих технологий AR и IIoT. Основная часть статьи посвящена описанию модернизации лабораторного
комплекса. Приведено описание программного обеспечения ThingWorx, которое позволяет реализовать
как компоненты AR-технологии, так и IIoT. Следующая часть статьи содержит описание оборудования.
Далее приведено описание эксперимента, который включает дистанционный запуск электропривода и
контроль его рабочей температуры с помощью датчика. Также в разделе дополненной реальности предусмотрены модель преобразователя частоты и модель асинхронного электропривода. В заключении
подведены итоги работы: дано описание преимуществ и недостатков программной платформы дополненной реальности ThingWorx, а также результатов модернизации. The article considers the integration of the Augmented Reality (AR) and Industrial Internet of Things
(IIoT) technologies into teaching and training via a laboratory complex, designed for the practical lab classes for
the engineering students. The purpose of this integration is to acquire skills in debugging such and similar systems
and to analyse the relevance of these technologies in various industries, including the electric power industry.
Particular attention is paid to the electric drive systems control. The paper describes the relevance of these
technologies for the educational process and the industry. It also explains the need for the existing industrial
automation systems modernization. A review of existing AR and IIoT technologies is presented. The article is
largely devoted to the description of the laboratory complex modernization, including the ThingWorx software,
as the latter allows implementing both the AR technology and the IIoT. The paper also describes the hardware
and lays out the experiment, consisting of the remote start of the electric drive and the control of its operating
temperature by means of a sensor. The presented AR section includes a model of frequency converter and
the model of asynchronous electric drive. The conclusion presents the results, i.e. the list of advantages and
disadvantages of the ThingWorx AR software platform, the modernization outcome.
Описание:
Ванин Павел Алексеевич, магистрант, кафедра «Автоматизированный электропривод», Южно-
Уральский государственный университет, г. Челябинск; 777vanin@mail.ru.
Нестеров Александр Сергеевич, канд. техн. наук., доцент, кафедра «Автоматизированный электро-
привод», Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск; nesterovas@susu.ru.
Холодилин Иван Юрьевич, аспирант, Школа автоматизации, Пекинский технологический институт,
г. Пекин; kholodilin@bit.edu.cn. P.A. Vanin1, 777vanin@mail.ru,
A.S. Nesterov1, nesterovas@susu.ru,
I.Yu. Kholodilin2, kholodilin@bit.edu.cn
1 South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation,
2 Beijing Institute of Technology, Beijing, China