Аннотации:
В статье анализируется образ Прохожего, персонажа «Вишневого сада» А.П. Чехова. В основе методологии лежит дискурсологический подход, предусматривающий обращение к экстра-лингвистическому контексту. Обнаружено, что к числу источников формирования образа относятся следующие: «Гамлет» Уильяма Шекспира (Прохожий сопоставлен с Клавдием); Притчи Соломона; пьеса Бернарда Шоу «Дом, где разбиваются сердца» (сопоставлен с Билли Дэном); жития прп. Алексия, человека Божия, и св. мч. Вонифатия Тарсийского; новозаветные притчи о богаче и нищем Лазаре и о блудном сыне; творчество Н.В. Гоголя (в частности, повесть «Иван Федорович Шпонька и его тетушка»); Книга Иисуса Навина (Прохожий сопоставлен с жителями Гаваона, установлена связь с рассказом о падении Иерихона). Проведены параллели с образом Иисуса Христа, который представлен в пародийной обработке, мифопоэтическими представлениями, связанными с грозой, мифом о Деметре. Новизна исследования заключается в том, что образ Прохожего рассмотрен на основе анализа как лингвистического, так и экстралингвистического контекста. The article analyses the image of the Passer-by, a character of Anton Chekhovʼs The Cherry Orchard. The methodology is based on the discoursological approach, providing for the use of extralin-guistic context. It is found that the sources of the formation of the image are as follows: The Tragedy of Hamlet Prince of Denmark by William Shakespeare (the Passerby is compared to Claudius); the Book of Proverbs; George Bernard Shawʼs Heartbreak House (he is compared to Billy Dunn); the life of Saint Alexius and that of Saint Boniface of Tarsus; the parable of the rich man and Lazarus and that of the prodigal son; the work of Nikolai Gogol (in particular, his novella “Ivan Fyodorovich Shponka and his aunt”); the Book of Joshua (the Passerby is compared to the people of Gibeon; a link is established with the story of the fall of Jericho). One can draw parallels with the image of Jesus Christ (which is treated parodically), the mythopoetic ideas connected with thunderstorm, the myth of Demeter. The novelty of the research lies in the fact that the image of the Passer-by is examined on the basis of the analysis of both linguistic and extralinguistic contexts.
Описание:
Гончарова Наталия Николаевна, кандидат филологических наук, доцент, кафедра иностранных языков, Институт языкознания Российской академии наук (Москва), nng@bk.ru.
Nataliya N. Goncharova, Candidate of Philology, associate professor, Department of Foreign Languages, Institute of Linguistics, Russian Academy of Sciences (Moscow), nng@bk.ru