Аннотации:
В современном информационном обществе обостряется проблема, связанная с усилением
традиционных и возникновением новых угроз безопасности при работе с информационными
и коммуникационными технологиями. К ним относятся угрозы экономического, информационного, психологического, социального и дидактического характера. Перспективным направлением для решения проблемы является электронное обучение, сводящее к минимуму перечисленные угрозы.
В статье рассматривается методология управления безопасностью подготовки кадров к
работе с информационными и коммуникационными технологиями в условиях усиления угроз.
Предлагаемая методология опирается на принципы безопасности, классификацию ИКТ-компетенций, модель условий и факторов управления, шаблоны поведения (паттерны). Среди паттернов выделены методы принятия решений и методика оценки безопасности подготовки
кадров на основе анализа опыта работы и применения математических моделей.
Методология управления безопасностью подготовки кадров к работе с информационными и коммуникационными технологиями обеспечивает минимизацию угроз экономического,
информационного, психологического, социального и дидактического характера. Результаты
использования методологии продемонстрированы на примере подготовки кадров к работе с
информационно-измерительными системами на Челябинской ТЭЦ-2. In today's information society, exacerbated the problem with strengthening traditional and
emerging threats to security when working with information and communication technologies. These
include threats to economic, informational, psychological, social and didactic nature. A promising
direction to solve the problem is e-learning, minimize these threats.
The article discusses the methodology of safety management training to work with information
and communication technologies in the face of increasing threats. The proposed methodology relies
on the principles of safety, classification of competencies, the model of conditions and management
factors and patterns of behavior (patterns). Among the patterns selected decision-making methods
and methodology of safety assessment training based on the analysis of experience and application
of mathematical models.
The methodology of safety management training to work with information and communication
technologies ensure the minimization of threats of economic, informational, psychological, social
and didactic nature. The results of using the proposed methodology are demonstrated on the example
of training to work with information-measuring systems at Chelyabinsk CHPP-2.
Описание:
Гельруд Яков Давидович, д-р техн. наук, профессор кафедры информационно-аналитического обеспечения управления в социальных и экономических системах, Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск; gelrud@mail.ru.
Богатенков Сергей Александрович, канд. техн. наук, доцент кафедры информационных
систем, Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск; ser-bogatenkov@yandex.ru. Ya.D. Gelrud, gelrud@mail.ru,
S.A. Bogatenkov, ser-bogatenkov@yandex.ru
South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation