Аннотации:
Представлена концепция повышения долговечности автомобильных двигателей
методом малоизносной эксплуатации на основе разработанного комплекса теоретико-
методических, технических и расчетно-экспериментальных решений контроля и
управления смазочным процессом в подшипниках коленчатого вала. Разработан и экс-
периментально проверен комплекс методик малоизносной эксплуатации автомобильных двигателей.
Подробно описана методика определения малоизносных режимов нагружения дви-
гателей с помощью разработанной авторами автоматизированной системы оценки смазочного процесса. Установлены экспериментальные закономерности изменения износостойкости подшипников коленчатых валов в зависимости от нагрузочно-скоростного режима работы дизельного двигателя КамАЗ-740.14-300. Сделан вывод, что максимальная износостойкость подшипников обеспечивается при нагружении двигателя на режимах в диапазонах частот вращения коленчатого вала от 45 до 60 % и крутящего момента на коленчатом валу от 10 до 30 % от номинальных значений.
Установлено, что в условиях реального городского и загородного движения автобус НефАЗ-5299-08 с двигателем КАМАЗ движется с оптимальными скоростями, соответствующими максимальной износостойкости подшипников коленчатого вала, в среднем в 20 % случаях, а повышенной износостойкости (рациональными) – в среднем по всем передачам в 52 %. Это свидетельствует о том, что имеется резерв повышения долговечности за счет преимущественной эксплуатации двигателей автотранспортных средств на малоизносных режимах. В целом, при движении автобуса на малоизносных рациональных скоростях увеличение долговечности в среднем составило бы 16,1 %, а на малоизносных оптимальных – 33,8 %.
Новый метод определения малоизносных условий эксплуатации автомобильного
двигателя требует существенно меньших трудовых, временных и материальных ресурсов, чем при использовании традиционных методов определения параметров процесса изнашивания пар трения. Обеспечение малоизносной эксплуатации двигателей автобусов и автомобилей в автотранспортных предприятиях возможно, например, за счет обучения водителей малоизносным способам запуска и прогрева, а также вождения. Introduces the concept and methodology of solutions to improve resource automobile engines
method lowwear operating on the basis of the developed complex theoretical, methodical,
technical and experimental control solutions lubricating process and evaluation of wear of
crankshaft bearings. Developed and experimentally tested a set of techniques lowwear operation
of automobile engines.
Described in detail method of determining the loading conditions lowwear engines
developed by the authors using the meter-but - computational complex “Automated evaluation
of lubricating process”. Established patterns of change in the experimental wear
bearing crankshafts, depending on the load-speed mode of operation of the diesel engine
KamAZ-740.14-300. It is concluded that the maximum wear resistance of the bearing is provided
by the engine under load in the frequency of rotation of the crankshaft from 45 to 60 %
of torque to the crankshaft shaft 10 ... 30% of the nominal values.
It was found that in a real urban and suburban bus NefAZ-5299-08 with the engine
KamAZ moves at a speed corresponding maximum wear resistance crankshaft bearings (optimal),
an average of 20 % of cases, and raised-term durability (rational) – the average for all
transmissions of 52 %. This indicates that there is a reserve increase of durable, due to the
predominant operating motor vehicles on lowwear modes. In general, when driving a bus on
lowwear rational speeds increase longevity averaged to 16,1 %, and the optimal lowwear –
33,8 %.
A new method for determining the operating conditions lowwear auto-mobile engine requires
significantly less labor, time and material resources than using traditional methods of
determining the parameters of the process of wear of friction pairs. Ensuring lowwear engine
operation of buses and cars in motor transport enterprises may, for example, due to: driver
training lowwear way to start and warm-up, as well as driving.
Описание:
Калимуллин Руслан Флюрович, кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры автомобильного транспорта, Оренбургский государственный университет, г. Оренбург, rkalimullin@
mail.ru.
Коваленко Сергей Юрьевич, кандидат технических наук, старший преподаватель кафедры автомобильного транспорта, Оренбургский государственный университет, г. Оренбург,
kovalenko–osu@yandex.ru. R.F. Kalimullin, rkalimullin@mail.ru,
S.Yu. Kovalenko, kovalenko–osu@yandex.ru
Orenburg State University, Orenburg, Russian Federation