Аннотации:
Представлено описание численного решения задачи смазки боковой поверхности
поршня двигателя внутреннего сгорания (ДВС), основанное на модели течения сжимаемой смазочной среды, принятой в теории газовой смазки. В работе приняты основные допущения теории гидродинамической смазки, при этом влияние тепловой нагрузки на поршень и учет кавитации и вспенивания смазки проводится путем введения в модель определяющей температуры и параметров газосодержания. Рассмотрено два способа линеаризации задачи, первый из которых использует итерационную процедуру решения на основе метода Ньютона, а во втором используется идея аппроксимационной линеаризации численной схемы, при этом прямоугольные области определения задачи позволяют получить решение в направлении пространственных координат объекта методом переменных направлений. Получены пространственные распределения давлений в слое при возвратно-поступательном движении поршня и его интегральные характеристики, оценено влияние газосодержания и параметров профиля на характеристики смазочного слоя. Проведен сравнительный анализ каждого из использованных подходов. Оценка эффективности выполнена путем сравнения величины времени решения задачи до выполнения условий периодичности с одинаковой точностью показывает некоторую эффективность использования итерационной процедуры – время решения задачи на 25...30 % меньше, чем у альтернативного подхода. Также, косвенно, об эффективности итерационного
решения также говорит и интервал значений параметра газосодержания, при которых обеспечивается сходимость численной процедуры решения без изменения шагов сетки. Однако простота реализации численной схемы на основе аппроксимационной линеаризации, легкость обеспечения устойчивости численной задачи с учетом постоянно возрастающих возможностей вычислительной техники позволяют рекомендовать этот подход. Делается вывод о необходимости «калибровки» модели на известном типе двигателя, что обеспечит устранение имеющегося в ней произвола в виде определяющей температуры и газосодержания и сделает возможным расчет будущих модификаций конструкции
цилиндро-поршневой группы (ЦПГ) выбранного типа.The description of the numerical solution of a task of lubricant of a side surface of the piston of the internal combustion engine based on model of a current of the compressed lubricant environment
is provided. In work main assumptions of the theory of hydrodynamic lubricant areaccepted, at the same time influence of thermal load of the piston and accounting of cavitation and foaming of lubricant is carried out by introduction to model of the determining temperature and parameters of gas content. Two methods of linearization of a task are considered, first of which uses the iterative procedure of the decision on the basis of Newton's method, and in the second the idea of approximating linearization of the numerical scheme is used, at the same time rectangular ranges of definition
of a task allow to receive the decision in the direction of spatial coordinates of an object by method of the variable directions. Spatial distributions of pressure in a layer at reciprocating motion of the piston are received and its integrated characteristics, influence of gas content and parameters of a profile on characteristics of a lubricant layer is estimated. The comparative analysis of each of the used approaches is carried out. The efficiency evaluation is executed by comparison of size of time of the solution of a task before accomplishment of conditions of frequency with an identical accuracy shows some efficiency of use of the iterative procedure – time of the solution of a task on 25...30 % are less, than at alternative approach. Also, indirectly, tells about efficiency of the iterative decision also an interval of parameter values of gas content in case of which convergence of the numerical procedure of the decision without change of steps of a grid is provided. However, simplicity of implementation of the numerical scheme on the basis of approximating linearization, ease of ensuring stability of a numerical task taking into account constantly increasing opportunities of computer facilities allow to recommend
this approach. The conclusion about need of “calibration” of model on the known type of the engine is drawn that will provide elimination of the arbitrary behaviour, which is available in it in the form of the determining temperature and gas content and will make possible calculation of future modifications of a design of the cylinder-piston group of the chosen type.
Описание:
Некрасов Сергей Геннадьевич, доктор технических наук, профессор кафедры информационно-измерительной техники, Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, nseg@mail.ru.
S.G. Nekrasov, nseg@mail.ru
South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation