Аннотации:
Восстановление деталей обеспечивает повторное и неоднократное использование до 70 % изношенных деталей. Восстановление деталей является экономически целесообразным, себестоимость восстановления обычно не превышает 30 % стоимости новых деталей. Однако использование большинства методов и технологий восстановления деталей приводит к снижению их долговечности в сравнении с новыми. Для высоконагруженных валов фактором, определяющим их долговечность, является сопротивление усталости. Первостепенным фактором, влияющим на усталостную прочность детали, является состояние поверхностного слоя. Доминирующее значение в повышении сопротивления усталости восстановленных деталей принадлежит физико-механическим свойствам поверхностного слоя, упрочнению и остаточным напряжениям. В статье рассмотрена технология восстановления деталей с использованием электроконтактной приварки металлической ленты. Получены данные о поверхностных остаточных напряжениях, возникающих в результате приварки покрытия. Результаты измерений показали высокую нагруженность поверхностного слоя. Рассмотрены варианты снижения остаточных напряжений в восстановленных деталях применением поверхностного пластического деформирования и электроконтактного упрочнения. Для повышения долговечности деталей, восстановленных электроконтактной приваркой металлической ленты, рекомендовано применение электроконтактного упрочнения. Применение этого способа позволяет повысить предел выносливости восстановленных деталей в 1,5…2,5 раза. Restoration of machine parts ensures the repeated use of up to 70 % of worn parts. Restoration of machine parts is economically efficient; the cost of restoration usually does not exceed 30 % of the cost of new parts. However, the application of most restoration methods and technologies leads to a decrease in their life in comparison with new ones. For high-loaded shafts the fatigue resistance is the main factor determining their life. The state of the surface layer is the main factor affecting the fatigue strength of the parts. The dominant role in increasing the fatigue resistance of the machine restored parts belongs to the physical and mechanical properties of the surface layer, hardening and residual stresses. The article considers the restoration technology using electro-contact welding of a metal strip. Data on the surface residual stresses resulting from the welding of the coating are obtained. The results of measurements showed a high loading of the surface layer. The ways of residual stresses reduction in the restored parts using surface plastic deformation and electro-contact hardening are considered. The use of electro-contact hardening is recommended to improve the fatigue life of restored parts using electro-contact welding of metal tape. The application of this process allows increasing the endurance limit of the restored parts in 1.5...2.5 times.
Описание:
Игнатьев Андрей Геннадьевич, доктор технических наук, доцент, профессор кафедры «Техническая механика», Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, ignatevag@ susu.ru. Третьяков Андрей Алексеевич, ведущий инженер-конструктор, ООО «ДСТ-Урал», г. Челябинск, tod.06@mail.ru.
А.G. Ignatiev1, ignatevag@susu.ru, А.А. Tretyakov2, tod.06@mail.ru 1South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation, 2DST-Ural LLC, Chelyabinsk, Russian Federation