Аннотации:
На основе анализа научной литературы в статье констатируется, что в настоящее время имеет место экстенсивно-эмпирический путь развития проблемы адаптации школьников к образовательной среде, накопление, как правило, фрагментарных эмпирических данных и их описание. В связи с этим актуальным для педагогической психологии является методологическое согласование этих данных для обоснования теоретических подходов к исследованию адаптации школьников к образовательной среде в критические периоды развития. Осмысление знаний об адаптации, которые получены в комплексе наук о человеке, позволяют рассматривать ее как процесс взаимодействия личности и социальной среды, содействующий усвоению личностью общественных норм и ценностей, формированию отношения к ним, освоению способов деятельности и типов межличностных отношений и реализации личностного потенциала. Исходя из этого, обосновываются теоретические подходы к исследованию адаптации школьников к образовательной среде в критические периоды развития – антропологический, субъектный и системный подходы. В статье отмечается, что в совокупности данные подходы позволяют организовать изучение адаптационного процесса с учетом возрастно-типологической (социальная ситуация развития) и индивидуальной (личностные особенности) компонент психического развития ребенка и определить комплекс психологических факторов, условий успешности данного процесса, его внутриличностных детерминант. The author analysed scientific literature and made the conclusion in the article that now extensive-empirical way of development of the problem of the pupil's adaptation to educational environment exists in science. The accumulation of fragmental empirical facts and their description also take place. In connection with it the relevant problem of pedagogic psychology is the methodic concordance of these facts for substantiation of theoretical methods studying the pupil's adaptation to educational environment in different critical periods of development. The substantiation of the knowledge of the adaptation which was got by complex of sciences about the human being let to consider the adaptation to be the process of the interaction between the person and social environment. This process promotes the adoption of the social norms, values and the formation of the attitude to them, the adoption of the methods of activity and types of the interpersonal relations and the realization of the personal potential. In the article the author proves his choice of three methods: anthropological, systematic, subjective. And with their help the author investigates the adaptation of the pupils for the educational environment during the critical periods of development. These methods let the author to study the adaptation process with taking into account the two components of the child’s psychological development: the social situation of the development and the personal peculiarities. The author pointed the psychology factors, the conditions of the successful adaptation process and it’s inner personal determinants.
Описание:
Литвиненко Наталья Валерьевна, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики дошкольного и начального образования, Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург, litna@list.ru. Natalya V. Litvinenko, Doctor of Psychological Science, Professor, Head of department of Pedagogy of preschool and primary education, Orenburg State Pedagogical University, Orenburg, litna@list.ru