Репозиторий Dspace

Теоретические подходы к исследованию адаптации школьников к образовательной среде в критические периоды развития

Показать сокращенную информацию

dc.contributor.author Литвиненко, Н. В.
dc.contributor.author Litvinenko, N. V.
dc.date.accessioned 2014-07-03T03:36:21Z
dc.date.available 2014-07-03T03:36:21Z
dc.date.issued 2013
dc.identifier.citation Литвиненко, Н. В. Теоретические подходы к исследованию адаптации школьников к образовательной среде в критические периоды развития / Н. В. Литвиненко // Вестник ЮУрГУ. Серия Психология.- 2013.- Т. 6. № 1.- С. 62-66.- Библиогр.: с. 64-66 (44 назв.) ru_RU
dc.identifier.issn 2071-3053
dc.identifier.uri http://dspace.susu.ac.ru/handle/0001.74/2993
dc.description Литвиненко Наталья Валерьевна, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики дошкольного и начального образования, Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург, litna@list.ru. Natalya V. Litvinenko, Doctor of Psychological Science, Professor, Head of department of Pedagogy of preschool and primary education, Orenburg State Pedagogical University, Orenburg, litna@list.ru ru_RU
dc.description.abstract На основе анализа научной литературы в статье констатируется, что в настоящее время имеет место экстенсивно-эмпирический путь развития проблемы адаптации школьников к образовательной среде, накопление, как правило, фрагментарных эмпирических данных и их описание. В связи с этим актуальным для педагогической психологии является методологическое согласование этих данных для обоснования теоретических подходов к исследованию адаптации школьников к образовательной среде в критические периоды развития. Осмысление знаний об адаптации, которые получены в комплексе наук о человеке, позволяют рассматривать ее как процесс взаимодействия личности и социальной среды, содействующий усвоению личностью общественных норм и ценностей, формированию отношения к ним, освоению способов деятельности и типов межличностных отношений и реализации личностного потенциала. Исходя из этого, обосновываются теоретические подходы к исследованию адаптации школьников к образовательной среде в критические периоды развития – антропологический, субъектный и системный подходы. В статье отмечается, что в совокупности данные подходы позволяют организовать изучение адаптационного процесса с учетом возрастно-типологической (социальная ситуация развития) и индивидуальной (личностные особенности) компонент психического развития ребенка и определить комплекс психологических факторов, условий успешности данного процесса, его внутриличностных детерминант. The author analysed scientific literature and made the conclusion in the article that now extensive-empirical way of development of the problem of the pupil's adaptation to educational environment exists in science. The accumulation of fragmental empirical facts and their description also take place. In connection with it the relevant problem of pedagogic psychology is the methodic concordance of these facts for substantiation of theoretical methods studying the pupil's adaptation to educational environment in different critical periods of development. The substantiation of the knowledge of the adaptation which was got by complex of sciences about the human being let to consider the adaptation to be the process of the interaction between the person and social environment. This process promotes the adoption of the social norms, values and the formation of the attitude to them, the adoption of the methods of activity and types of the interpersonal relations and the realization of the personal potential. In the article the author proves his choice of three methods: anthropological, systematic, subjective. And with their help the author investigates the adaptation of the pupils for the educational environment during the critical periods of development. These methods let the author to study the adaptation process with taking into account the two components of the child’s psychological development: the social situation of the development and the personal peculiarities. The author pointed the psychology factors, the conditions of the successful adaptation process and it’s inner personal determinants. ru_RU
dc.language.iso other ru_RU
dc.publisher Издательский центр ЮУрГУ ru_RU
dc.relation.ispartof Вестник ЮУрГУ. Серия Психология ru
dc.relation.ispartof Vestnik Yuzhno-Ural'skogo Gosudarstvennogo Universiteta. Seriya Psikhologiya en
dc.relation.ispartof Bulletin of SUSU en
dc.relation.ispartof Bulletin of South Ural State University en
dc.relation.ispartofseries Психология;Том 6
dc.subject subjective and system methods ru_RU
dc.subject anthropological ru_RU
dc.subject the critical periods of development ru_RU
dc.subject educational environment ru_RU
dc.subject adaptation pupils ru_RU
dc.subject адаптация школьников ru_RU
dc.subject образовательная среда ru_RU
dc.subject критические периоды развития ru_RU
dc.subject антропологический подход ru_RU
dc.subject субъектный подход ru_RU
dc.subject системный подход ru_RU
dc.subject УДК 159.922.736 ru_RU
dc.subject ГРНТИ 15.31 ru_RU
dc.subject УДК 371.212.03 ru_RU
dc.title Теоретические подходы к исследованию адаптации школьников к образовательной среде в критические периоды развития ru_RU
dc.title.alternative Theoretical methods to the study of adaptation pupils to the educational environment in critical periods of development ru_RU
dc.type Article ru_RU


Файлы в этом документе

Данный элемент включен в следующие коллекции

Показать сокращенную информацию

Поиск в DSpace


Расширенный поиск

Просмотр

Моя учетная запись