Аннотации:
Непрерывное образование обеспечивает раскрытие способностей педагога в процессе
последовательного чередования учебной и общественно-практической деятельности.
В процессе повышения квалификации учителей истории особое внимание уделяется профессиональной готовности учителя к преподаванию предметов социально-гуманитарного
цикла, в содержание которых включены дискуссионные вопросы науки.
В статье анализируются личностно-развивающие и профессиональные функции обучения, позволяющие учителю «быть личностью» в процессе преподавания дискуссионных вопросов социально-гуманитарной науки. Представлены функции личностно ориентированного образования и выявлены необходимые условия профессиональной готовности учителя к реализации индивидуально-творческой модели педагогической деятельности
с использованием педагогической технологии, адаптированной к его индивидуальности и
выражающей своеобразие его профессионального мировоззрения в процессе преподавания дискуссионных вопросов социально-гуманитарной науки.
В результате изученных подходов в статье акцентировали особое внимание на одном
из критериев готовности – предметно-методическом, как на показателе научной новизны.
Именно предметно-методическая готовность позволит учителю практически реализовать
личностно ориентированную технологию преподавания дискуссионных вопросов социально-гуманитарной науки в современной общеобразовательной школе. Положения статьи
могут быть интересны для педагогов, разрабатывающих и реализующих программы профессионального образования различных уровней, студентов, аспирантов, докторантов. Continuing education provides the development of teacher’s abilities both in the classroom
and extracurricular activities. At the courses of advanced training for history teachers particular
attention is paid to the professional readiness to teach subjects of social-humanitarian cycle, including
some controversial issues of science.
The article analyzes the professional functions and personal development that allow the
teacher to express his personality through teaching controversial issues of Social Sciences and
Humanities. The functions of personally oriented education are described. The necessary conditions
of teacher’s professional readiness to implement creative models of pedagogical activities
expressing the uniqueness of his outlook on teaching controversial issues of Social Sciences and
Humanities are given.
After the analysis of the approaches, we focused on one of the criteria of readiness, a subjectmethodical
one, as an indicator of scientific novelty. It is subject-methodical readiness, that will
allow the teacher to implement the personal-oriented technology in teaching controversial issues
of Social Sciences at secondary school. The teachers who develop and implement the programs
of professional education of different levels can use the results of the research.
Описание:
Варющенко Виктор Иванович, кандидат исторических наук, доцент, Почетный работник
общего образования Российской Федерации, президент, Общественный фонд г. Новосибирска
«Партнеры в образовании», г. Новосибирск, varvic47@mail.ru.
Гайкова Оксана Викторовна, кандидат педагогических наук, учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории, МБОУ СОШ № 26, г. Новосибирска, gaikova28
@yandex.ru. V.I. Varyushchenko1, varvic47@mail.ru,
O.V. Gajkova2, gaikova28@yandex.ru
1Public Fund of Novosibirsk “Partners in Education”, Novosibirsk, Russian Federation,
2Secondary School No 26, Novosibirsk, Russian Federation