Аннотации:
Проблема организации и осуществления патриотического воспитания молодого поколения приобретает особую актуальность в современных условиях, что обусловлено
повышением значимости патриотизма как национальной идеи для государства, общества
и каждого человека. Патриотизм выступает как политический и нравственный принцип,
социально-нравственный императив, интегративное личностное качество, т. е. как целостный феномен, характеризующий симбиоз его социальных и индивидуальных аспектов.
Особенно важным становится формирование такого качества у молодого поколения,
от активной патриотической позиции которого зависит прогрессивное развитие России.
С этой точки зрения уточнение цели, основных направлений патриотического воспитания
учащейся молодежи в современных условиях становится актуальной проблемой. Целью
статьи является исследование состояния теоретических аспектов проблемы патриотического воспитания учащейся молодежи в современных условиях. Для достижения постав-
ленной цели были использованы методы анализа научной литературы, синтеза философских и педагогических положений для определения сущности исследуемого феномена.
Раскрыто содержание понятий «патриотизм», «патриотическое воспитание»; уточнены
цель, задачи, структура патриотического воспитания учащейся молодежи в современных
условиях. Определены ключевые характеристики понятия «патриотизм», выявлены закономерности и принципы патриотического воспитания, и представлено их содержание.
Выделенные положения могут стать основой для педагогов-практиков, разрабатывающих
и реализующих программы гражданско-патриотического воспитания молодежи в образовательных организациях. The problem of organization and implementation of patriotic education of the youth is of
particular relevance nowadays due to the increasing importance of patriotism as a national idea
for the state, society and every individual. Patriotism serves as a political and moral principle,
social and moral imperative, an integrative personal quality, as a holistic phenomenon characterizing
the symbiosis of its social and individual aspects. It is of special importance to form active
patriotic position in young people as it enforces the progressive development of Russia. Thus,
clarifying goals, main directions of patriotic education of youth is becoming an urgent problem.
The aim of the article is to study the state of the theoretical aspects of the problem of patriotic
education of schoolchildren. The content of the concepts of “patriotism”, “patriotic education”
were determined. The purpose, objectives, structure of patriotic education were clarified. The key
characteristics of the concept of "patriotism" revealed the laws and principles of patriotic education.
The results can serve as the basis for teachers, developing and implementing a program of
civic and patriotic education of youth in educational institutions.
Описание:
Ипполитова Наталья Викторовна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры профессионально-технологического образования, Шадринский государственный педагогический институт, г. Шадринск, natalya.clan@yandex.ru. N.V. Ippolitova, natalya.clan_@yandex.ru
Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russian Federation