Аннотации:
Образование в современном мире не сводимо к формальному образованию в образовательных организациях. В рамках современных концепций непрерывного образования
оно предстает как единство формального, неформального и информального образования.
Все они и каждое по отдельности влияют на успешность профессиональной деятельности
научно-педагогических кадров. Целью статьи является анализ признаков, функций и влияния информального образования на развитие и профессиональную деятельность научно-
педагогического работника (НПР). Информальное образование охарактеризовано в статье
как один из видов образования во взаимосвязи с формальным и неформальным образованием, образующими в целостности непрерывное образование НПР. На основании анализа
научной литературы и документации выявлены существенные признаки информального
образования (атрибутивность относительно жизнедеятельности человека, естественный и
необходимый характер, самоорганизованность, непрерывность). Охарактеризована жизненная ситуация как источник информального образования. Описаны функции информального образования относительно других видов образования. Показано влияние информального образования НПР университетов на их развитие и на успешность их профессиональной деятельности. Education in the modern world cannot be reduced to its formal types produced in educational
organizations. In the framework of modern concepts of continuing education, it appears as a unity
of formal, non-formal and informal education. Each and all of them have impact on the professional
activity of the academic staff. The aim of the article is to analyze the characteristics, functions
and influence of informal education for the development of professional activity of scientificpedagogical
employees (SPE). Informal education is characterized in the article as one of
the types of education in relation to formal and informal education, which form the integrity
of the continuing education of the SPE.
Based on the analysis of scientific literature and empirical data obtained during the survey of
the SPE, the essential features of informal education (the natural and necessary character, selforganization,
continuity) were identified. Life situations as sources of informal education were
characterized. The authors described the features of in-formal education in relation to other types
of education. The influence of informal education of SPE on their development and the success
of their professional activities was given.
Описание:
Котлярова Ирина Олеговна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры
безопасности жизнедеятельности, Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск,
kotliarovaio@susu.ru.
Мирослав Прохазка, магистр, доктор философских наук, замдекана, кафедра педагогики и
психологии, Педагогический факультет, Южночешский университет, г. Ческе-Будеёвице, Чешская Республика, mproch@pf.jcu.cz. I.O. Kotlyarova1, kotliarovaio@susu.ru,
M. Prochazka2, mproch@pf.jcu.cz
1South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation,
2University of South Bohemia, Ceske Budejovice, Czech Republic