Аннотации:
Развитие современной психологической диагностики, использующейся для решения клинических задач, требует, в частности, анализа и систематизации сложившихся в отечественной и зарубежной нейропсихологической диагностике тенденций и подходов, с выделением сильных и слабых сторон каждой из них, а также определением возможных направлений их интеграции. В связи с этим к числу наиболее острых проблем относятся методологические вопросы создания экспериментально-психологических методов, позволяющих получать количественно выраженные психологические характеристики нарушений, гибко сочетающих в себе качественный и количественные подходы. Одним из направлений решения такой проблемы может являться внедрение в практику принятых в зарубежной нейропсихологии принципов стандартизации и доказательности. Анализ современных публикаций по нейропсихологической диагностике позволяет сделать
вывод о необходимости обеспечения стандартизации нейропсихологического
исследования на основе современных подходов, требований и критериев
психодиагностики. Однако в отечественной нейропсихологической диагностике эти
проблемы решаются недостаточно: не описываются стандартизованные процедуры
предъявления стимулов; как правило, психометрические обоснования оценки
результатов выполнения проб не разрабатываются; при описании
психодиагностических методик не приводятся данные исследования их
клинической и психометрической валидности. В то же время для зарубежной нейропсихологии характерен психометрический подход, опирающийся на математические процедуры обработки качественных (порядковых) данных, преобразованных в
количественные показатели. Отдельную проблему нейропсихологической диагностики в составе складывающегося в России современного учения о медицинской
психодиагностике составляет математическое обеспечение клинических исследований (т. н. принципы «доказательной медицины»), опирающееся на положение о «ненормальном» характере распределения клинических феноменов. This article highlights the strengths and weaknesses of to two research directions neuropsychology
of domestic and foreign, as well as identifying possible areas of integration.
One of the most acute problems is the development of experimental psychological methods
to determine the quantitative and expressed characteristics of the psychic phenomena
by flexibly combining qualitative and quantitative approaches, with a view to putting
into practice foreign neuroscience principles and standards of evidence. An analysis of
contemporary publications on neuropsychological diagnosis reveals the need to consider
the standardization of neuropsychological research in the context of current approaches,
requirements, and psychodiagnostic criteria. In the domestic neuropsychological literature,
these issues are need attention: standardized procedures for presenting stimuli are
not, as a rule, described; basic psychometric assessment of the results of the tests is lacking;
no investigation of their clinical and psychometric validity is carried out. An analysis
was made of the nature of the psychometric approach in foreign child neuropsychology,
which relies on mathematical procedures of processing qualitative (ordinal) data converted
into quantitative indicators. We examined separately the mathematical software for
clinical trials (based on the principles of «evidence-based medicine« which relies on the
«abnormal» nature of the distribution of clinical phenomena.
Описание:
Астаева Алена Васильевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии, Южно-Уральский государственный университет, a.v.astaeva@gmail.com
Беребин Михаил Алексеевич, кандидат медицинских наук, заведующий кафедрой клинической психологии, Южно-Уральский государственный университет, m_berebin@mail.ru
Новохацки Анастасия Васильевна, преподаватель кафедры клинической психологии, Южно-Уральский государственный университет, klynepsysusu@mail.ru. Alena V. Astaeva, Ph.D., assistant professor of clinical psychology, South Ural State
University, avastaeva@gmail.com
Michael A. Berebin, MD, Head of the Department of Clinical Psychology, South Ural State
University, m_berebin@mail.ru
Anastasia V. Novokhatski, Lecturer in Clinical Psychology, South Ural State University,
klynepsysusu@mail.ru