Аннотации:
Рассматриваются особенности модернизации образования с использованием компетентностного подхода, который выражается в деятельностном практико-ориентированном
обучении. Выделенные в рамках работы ключевые компетенции дают четкое представление об образе выпускника школы, его общей компетентности, готовности к решению нестандартных задач и адаптивности к постоянно меняющимся условиям современного мира.
Анализ изученной литературы по тематике показал, что основной трудностью в реализации компетентностного подхода в обучении становится нехватка методической и
практической базы многих учебных заведений, и как следствие, недостаточная сформированность указанных компетенций у учащихся старших классов, их неготовность к эффективной практической деятельности.
Характеристика представленных в статье компетенций применительно к старшему
школьному возрасту позволяет выявить основные задачи для успешной реализации образовательных программ на основе компетентностного подхода: формирование профессиональных и мотивационных компетенций путем включения профильного обучения (технический профиль), установление содержательного компонента программ, а также определение эффективности реализуемых подходов за счет применения методов тестирования.
С целью реализации поставленных задач, авторы обратились к опыту лицея-интерната
для одаренных детей (Россия), университета Лихай (США) и научно-образовательных организаций Азии, в том числе Вьетнама. На основании описанного содержания были сделаны выводы о необходимости и возможности разработки международных обучающих
программ, которые в полной мере позволят реализовать требуемый объем компетенций. The paper discloses specific features to modernize education by means of competency based
approach which is expressed through active practice-oriented training. The paper enlists the key
competencies that describe the image of a school graduate, his general skills, willingness to make
decisions, adaptability to constantly changing conditions of the modern world.
The literature review showed that the main difficulty in implementing competence-based approach
in education is the lack of methods and practical experience in many educational institutions.
As a result, high school students do not have appropriate level of the indicated competences
and are not ready to efficient practical activities.
The specification of the competences for the high school students let us identify the main
issues to solve for productive program implementation based on the competence approach: to form
professional and motivation competences by means of subject-oriented training (technical specialities),
to define the context of the programs and to determine the efficiency of the implemented
approaches using the testing methods of research.
To solve the issues the authors used the experience of boarding school for talented children
(Russia), Lehigh University (USA) and Asian educational institutions (Vietnam). The analysis of
the programs resulted in the conclusions that stated the necessity to develop international educational
programs. The authors consider that, joint concepts and practices that have proved their efficiency
will result in integrated competence development enabling student professional growth.
Описание:
Пантелеева Марина Валерьевна, переводчик управления международной деятельности,
ст. преподаватель кафедры иностранных языков в профессиональной коммуникации, Казанский
национальный исследовательский технологический университет, г. Казань, marina_1604@bk.ru.
Сухристина Анна Сергеевна, переводчик управления международной деятельности, ассистент кафедры иностранных языков в профессиональной коммуникации, Казанский национальный исследовательский технологический университет, г. Казань, sukhristina@yandex.ru. M.V. Panteleeva, marina_1604@bk.ru,
A.S. Sukhristina, sukhristina@yandex.ru
Kazan National Research Technological University, Kazan, Russian Federation