Аннотации:
В современном высшем образовании происходят масштабные перемены, в связи с
этим меняется роль преподавателя. Статья посвящена исследованию роли преподавателя
в вопросах сопровождения студентов в образовательном процессе. Сопровождение студентов осуществляется на основе рефлексивного подхода. Подробно рассматривается социально психологический портрет современного студента, описываются общие признаки
педагогического сопровождения на этапе обучения в вузе и конкретизируется специфика
рефлексивного сопровождения. Подробно раскрываются идеи субъектности, индивидуализации, диалогичности и метапредметности. В статье показаны новые возможности,
раскрывающиеся перед преподавателем в вопросах сопровождения студентов. Актуализирована ведущая роль преподавателя в образовательном процессе.
Результаты многолетнего экспериментального исследования показывают взаимосвязи
организации образовательного процесса преподавателем и развития рефлексивной компетенции студентов. В процессе рефлексивного сопровождения студенты овладевают рефлексивными умениями при специально созданных педагогических условиях. Овладевают
умениями принимать решения и прогнозировать их последствия, приобретают навыки
анализа собственной деятельности (её хода и промежуточного результата), позиционирования и самоопределения в проблемной ситуации, а также осваивают приемы коллективной коммуникации.
Роль преподавателя в вопросах сопровождения определяется в качестве одного из самостоятельных направлений в реализации образовательного процесса в вузе. The role of a teacher has been transformed due to the global changes in modern higher education.
The article describes the problem of guidance in the educational process based on the reflexive
approach. Providing a detailed description of a social portrait of a student, the description
of general principles of pedagogical guidance and the peculiarities of reflexive guidance in higher
education were defined. The ideas of subjectivity, individual approach, interaction and pluralism
in school subjects are discussed in detail. The article provides new opportunities for teachers
based on the leading position of a teacher in the educational process.
The results of the persistent experimental research show the interconnection between the organisation
of the educational process by a teacher and the development of students’ reflexive
competence. In the process of reflexive guidance students master reflexive skills of making decisions,
anticipating their consequences, analysing the stages and intermediate results of their own
actions, positioning themselves in problematic situations and the ways of collective communication
in specially created pedagogical conditions.
The role of a teacher in reflexive guidance is formulated as one of the independent directions
of realisation of the educational process in higher education.
Описание:
Ушева Татьяна Фёдоровна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры социальной педагогики и психологии, Иркутский государственный университет, г. Иркутск,
itf76@mail.ru. T.F. Usheva, itf76@mail.ru
Irkutsk State University, Irkutsk, Russian Federation