Репозиторий Dspace

О методологических проблемах соотнесения (либо соответствия) качественной и метрической оценок в нейропсихологии

Показать сокращенную информацию

dc.contributor.author Астаева, А. В.
dc.contributor.author Беребин, М. А.
dc.contributor.author Новохацки, А. В.
dc.contributor.author Astaeva, A. V.
dc.contributor.author Berebin, M. A.
dc.contributor.author Novokhatski, A. V.
dc.date.accessioned 2014-07-07T08:00:24Z
dc.date.available 2014-07-07T08:00:24Z
dc.date.issued 2013
dc.identifier.citation Астаева, А. В. О методологических проблемах соотнесения (либо соответствия) качественной и метрической оценок в нейропсихологии / А. В. Астаева, М. А. Беребин, А. В. Новохацки // Вестник ЮУрГУ. Серия Психология.- 2013.- Т. 6. № 2.- С. 86-92.- Библиогр.: с. 91 (22 назв.) ru_RU
dc.identifier.issn 2071-3053
dc.identifier.uri http://dspace.susu.ac.ru/handle/0001.74/3023
dc.description Астаева Алена Васильевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии, Южно-Уральский государственный университет, a.v.astaeva@gmail.com Беребин Михаил Алексеевич, кандидат медицинских наук, заведующий кафедрой клинической психологии, Южно-Уральский государственный университет, m_berebin@mail.ru Новохацки Анастасия Васильевна, преподаватель кафедры клинической психологии, Южно-Уральский государственный университет, klynepsysusu@mail.ru. Alena V. Astaeva, Ph.D., assistant professor of clinical psychology, South Ural State University, avastaeva@gmail.com Michael A. Berebin, MD, Head of the Department of Clinical Psychology, South Ural State University, m_berebin@mail.ru Anastasia V. Novokhatski, Lecturer in Clinical Psychology, South Ural State University, klynepsysusu@mail.ru ru_RU
dc.description.abstract Развитие современной психологической диагностики, использующейся для решения клинических задач, требует, в частности, анализа и систематизации сложившихся в отечественной и зарубежной нейропсихологической диагностике тенденций и подходов, с выделением сильных и слабых сторон каждой из них, а также определением возможных направлений их интеграции. В связи с этим к числу наиболее острых проблем относятся методологические вопросы создания экспериментально-психологических методов, позволяющих получать количественно выраженные психологические характеристики нарушений, гибко сочетающих в себе качественный и количественные подходы. Одним из направлений решения такой проблемы может являться внедрение в практику принятых в зарубежной нейропсихологии принципов стандартизации и доказательности. Анализ современных публикаций по нейропсихологической диагностике позволяет сделать вывод о необходимости обеспечения стандартизации нейропсихологического исследования на основе современных подходов, требований и критериев психодиагностики. Однако в отечественной нейропсихологической диагностике эти проблемы решаются недостаточно: не описываются стандартизованные процедуры предъявления стимулов; как правило, психометрические обоснования оценки результатов выполнения проб не разрабатываются; при описании психодиагностических методик не приводятся данные исследования их клинической и психометрической валидности. В то же время для зарубежной нейропсихологии характерен психометрический подход, опирающийся на математические процедуры обработки качественных (порядковых) данных, преобразованных в количественные показатели. Отдельную проблему нейропсихологической диагностики в составе складывающегося в России современного учения о медицинской психодиагностике составляет математическое обеспечение клинических исследований (т. н. принципы «доказательной медицины»), опирающееся на положение о «ненормальном» характере распределения клинических феноменов. This article highlights the strengths and weaknesses of to two research directions neuropsychology of domestic and foreign, as well as identifying possible areas of integration. One of the most acute problems is the development of experimental psychological methods to determine the quantitative and expressed characteristics of the psychic phenomena by flexibly combining qualitative and quantitative approaches, with a view to putting into practice foreign neuroscience principles and standards of evidence. An analysis of contemporary publications on neuropsychological diagnosis reveals the need to consider the standardization of neuropsychological research in the context of current approaches, requirements, and psychodiagnostic criteria. In the domestic neuropsychological literature, these issues are need attention: standardized procedures for presenting stimuli are not, as a rule, described; basic psychometric assessment of the results of the tests is lacking; no investigation of their clinical and psychometric validity is carried out. An analysis was made of the nature of the psychometric approach in foreign child neuropsychology, which relies on mathematical procedures of processing qualitative (ordinal) data converted into quantitative indicators. We examined separately the mathematical software for clinical trials (based on the principles of «evidence-based medicine« which relies on the «abnormal» nature of the distribution of clinical phenomena. ru_RU
dc.language.iso other ru_RU
dc.publisher Издательский центр ЮУрГУ ru_RU
dc.relation.ispartof Вестник ЮУрГУ. Серия Психология ru
dc.relation.ispartof Vestnik Yuzhno-Ural'skogo Gosudarstvennogo Universiteta. Seriya Psikhologiya en
dc.relation.ispartof Bulletin of SUSU en
dc.relation.ispartof Bulletin of South Ural State University en
dc.relation.ispartofseries Психология;Том 6
dc.subject УДК 159.9.072 ru_RU
dc.subject УДК 159.938.3 ru_RU
dc.subject нейропсихологическая диагностика ru_RU
dc.subject психометрический подход ru_RU
dc.subject норма ru_RU
dc.subject качественно-количественные оценки результатов ru_RU
dc.subject neuropsychological diagnostics ru_RU
dc.subject psychometric approach ru_RU
dc.subject norm ru_RU
dc.subject qualitative and quantitative assessment of results ru_RU
dc.subject ГРНТИ 15.21 ru_RU
dc.title О методологических проблемах соотнесения (либо соответствия) качественной и метрической оценок в нейропсихологии ru_RU
dc.title.alternative The methodological problems of correlation (or compliance) and quality metric assessments in neuropsychology ru_RU
dc.type Article ru_RU


Файлы в этом документе

Данный элемент включен в следующие коллекции

Показать сокращенную информацию

Поиск в DSpace


Расширенный поиск

Просмотр

Моя учетная запись