Аннотации:
Создание федеральной службы войск национальной гвардии, усложнение задач и условий их выполнения актуализирует некоторые «традиционные» задачи военных вузов,
ставя их первоочередными в процессе профессиональной подготовки курсантов. Среди
них и подготовка выпускников, способных и готовых к непрерывному профессиональному самообразованию. Вместе с тем, как показывают анализ практики и опросы, проведенные нами, в военных вузах не акцентируется внимание на ней как одной из основных
форм обучения, так как большинство преподавателей и командиров курсантских подразделений считают, что умение учиться формируется само. Данная статья является попыткой решить проблему путем разработки модели, способной изменить существующую
практику и обеспечить целенаправленную и систематическую работу по формированию у
курсантов готовности к профессиональному самообразованию. В ходе разработки модели
нами были использованы методы обзора научной литературы по проблематикам «готовности», «профессионального самообразования», «готовности к профессиональному само-
образованию», моделирования педагогических явлений, анализа требований документов,
регламентирующих профессиональную подготовку в военных вузах, практики формирования готовности к профессиональному самообразованию у курсантов, наблюдения и социологического опроса. Индуктивно определены субъекты процесса формирования готовности к профессиональному самообразованию, цели, задачи, решаемые каждым субъектом, содержание деятельности субъектов. С использованием методов анкетирования и
математической статистики определены уровни сформированности готовности к профессиональному самообразованию у курсантов. В результате готовность к профессиональному самообразованию определена как ключевая компетенция, которой должен овладеть
выпускник, описана модель, включающая в себя комплекс взаимосвязанных элементов
(субъекты, цели, задачи, формы, методы, средства, условия, диагностика, направление
возможной корректировки содержания элементов), функционирующих по типу «взаимосодействия». Разработанная модель апробирована в ходе опытно-экспериментального исследования в 2015–2016 годах и внедрена в практику Саратовского военного Краснознаменного института войск национальной гвардии. Полученные экспериментальные данные
ее применения доказывают ее результативность и высокую технологичность. The creation of the federal service of National Guard troops, the complexity of tasks and
conditions of their performance actualize some “traditional” tasks of military institutes and to
prepare graduates capable of and ready for continuing professional self-education is among them.
However, the analysis of common practice and surveys conducted in military high schools show
that this task is not paid much attention to as most instructors and commanders of cadet units believe
that the ability to learn is in our nature and needn’t to be developed. This article is an
attempt to solve the problem by developing a model that could change the current practice and
provide focused and systematic work on forming the readiness of students to professional selfeducation.
Review of scientific literature on the concepts of “readiness”, “professional self”,
“readiness for professional self-education” was made and the practice of formation of readiness
for professional self-education in cadets was studied by observations and surveys. The subjects of
the process of formation of readiness for professional self-education, their goals, tasks and activities
performed were defined. Using survey methods and mathematical statistics we calculated
the levels of formation of readiness for professional self-education. As a result, the readiness for
professional self-education is defined as a core competence, that a graduate should have.
The model of the readiness for professional self-education that includes a set of interrelated elements
is described. The model was tested in an experimental study in 2015–2016 and put into
practice at the Saratov Military Institute of the National Guard troops. The experimental data
prove the use of its high performance.
Описание:
Золотарев Владимир Александрович, адъюнкт адъюнктуры, Саратовский военный краснознаменный институт войск национальной гвардии Российской Федерации, г. Саратов,
v.a.zolotarev83@yandex.ru. V.A. Zolotarev, v.a.zolotarev83@yandex.ru
Saratov Military Red Banner Institute of National Guard Troops, Saratov, Russian Federation