Аннотации:
Предложена оригинальная реализация балльно-рейтинговой системы оценивания
учебных достижений обучающихся в виде системы пиктограмм человеческого лица –
«лиц Чернова». Подобный метод диагностики и оценивания успешности учебной деятельности основан на врожденной психофизиологической способности человека идентифицировать гармоничность образа человеческого лица и оценивать эмоции, отражающиеся в
мимике. Научная новизна работы, по мнению авторов, заключается в том, что совокупность цифровых оценочных данных обучающихся заменяется на пиктограммы человеческих лиц, имеющих важнейшие узнаваемые черты в виде позитивного или негативного
образа в случаях успешности или малоуспешности процесса обучения. Построение подобных пиктограмм способно, на наш взгляд, выполнять, двойную конструктивную
функцию – служить инструментом комплексной оценки для преподавателя, и в то же время,
служить инструментом стимулирования успешной познавательной деятельности обучающихся. На данном этапе исследования подобный пиктограммный инструмент оценивания
предназначен, прежде всего, для преподавателя. Подобные пиктограммы, при правильно
установленном соответствии между элементами лица и результатами учебных достижений в балльно-рейтинговой системе, помогают эффективно, в отличие от диаграмм, гистограмм и т.п., представлять целостную, а не разрозненную картину учебных достижений
обучающегося. На следующем этапе предполагается использовать его для повышения
мотивации обучающихся в изучении научных дисциплин. The paper describes an original realization of an assessment system for students’ education
achievements in the form of the pictograms of a human face or “Chernoff’s faces”. The similar
method of diagnostics of study achievements is based on a congenital psycho-physiological ability
of a person to identify harmony of a human face image and to estimate the emotions reflected
in mimicry. The scientific novelty of work is that the set of the digital estimated data of students
is replaced with pictograms of the human faces having the major recognizable lines in the form
of a positive or negative image in cases of success or failure. The creation of similar pictograms
can perform a double constructive function: to serve as a tool of a complex assessment for the
teacher, and, to serve as the instrument of stimulation of successful cognitive activity of the students.
At this stage, the pictograms are used mostly for the teacher. The pictograms used relevantly
and complied with the students’ outcomes help to represent a whole not discrete picture of
educational achievements unlike charts, histograms, etc. Further, in our research we suppose to
use the pictograms to increase motivation to learn research subjects.
Описание:
Фаткуллин Николай Юрьевич, кандидат экономических наук, доцент, зав. кафедрой математики, Уфимский государственный нефтяной технический университет, г. Уфа, nick_idpo@
mail.ru. N.Yu. Fatkullin, nick_idpo@mail.ru
Ufa State Petroleum Technological University, Ufa, Russian Federation