Аннотации:
Целью статьи является анализ особенностей формирования контингента слушателей
в российской системе профессиональной переподготовки и описание системного подхода
к организации дополнительного профессионального образования в Волгоградском регионе. Предметом исследований является формирование системы дополнительного образования, главным образом – системы профессиональной переподготовки. На основе анализа
научных источников показаны причины повышения значения дополнительного профессионального образования в развитии экономики страны. Показано, что контингент слушателей в систему профессиональной переподготовки в России рекрутируется в связи с не-
достаточным уровнем подготовки в бакалавриате; а также необходимостью профессиональной переориентации специалистов; доучивания части выпускников колледжей;
профессиональной переориентации части выпускников вузов; профессиональной переориентации специалистов престижных компаний; переподготовки руководящих работников;
а также с желанием студентов вузов получить второй диплом. В статье проанализирован
также ряд созданных Правительством России законодательных актов, направленных на
совершенствование системы образования с целью подготовки, повышения квалификации
и профессиональной переподготовки специалистов на мировом уровне. Этими документами предусматривается «…опережающее развитие непрерывного образования» и
«…формирование эффективной системы взаимодействия предпринимателей и органов
исполнительной власти». Результаты анализа свидетельствуют о необходимости системного подхода к организации дополнительного профессионального образования. Описаны
новые результаты первого этапа формирования системы дополнительного профессионального образования в Волгоградском регионе. На первом этапе формируется система
взаимосвязей между властными структурами региона, наиболее крупными компаниями
и опорным университетом. На этой основе заключен ряд соглашений о сотрудничестве в
подготовке кадров, предусматривающий постоянный мониторинг потребностей предприятий и плановую систему подготовки необходимых специалистов для этих предприятий на
кафедрах и в учебных центрах опорного регионального университета. The purpose of the paper is the analysis of features of student groups’ forming in Russian
professional retraining system and the description of system approach for the organization of advanced
professional training in Volgograd region. The object of research is the forming of professional
retraining system. The literature analysis made allowed us to spot the reasons for an increased
interest to professional training. The reasons are: the necessity in professional reorientation
of specialists; the need to get extra skills for college and university graduates; the necessity
in professional reorientation of specialists from prestige companies; the retraining of administration
staff; the desire of graduates to obtain a second degree. This paper also analyses the government
legislative acts of Russian Federation aimed at improving the education system and making
it competitive at the international education market. These documents provide “…advance development
of continuous education” and “…forming of effective system of interaction between entrepreneurs
and executive authorities”. The results show the necessity of system approach for the
organization of advanced professional training. The results of the first stage of forming of advanced
professional training system in Volgograd region are presented. At first stage the system
of interaction between region authorities, the biggest companies and base high-education institute
was formed and the agreements on staff training were arranged. Those agreements provide permanent
monitoring from companies and a planned system of training of required specialists.
Описание:
Шеховцов Виктор Викторович, доктор технических наук, профессор, директор Института
переподготовки и повышения квалификации, Волгоградский государственный технический университет, г. Волгоград, shehovtsov@vstu.ru.
Гоник Игорь Леонидович, кандидат технических наук, доцент, проректор по учебной работе, Волгоградский государственный технический университет, г. Волгоград, gonik@vstu.ru.
Плотников Александр Сергеевич, кандидат экономических наук, заместитель директора
Института переподготовки и повышения квалификации, Волгоградский государственный технический университет, г. Волгоград, plot.a.s@yandex.ru. V.V. Shekhovtsov, shehovtsov@vstu.ru,
I.L. Gonik, gonik@vstu.ru,
A.S. Plotnikov, plot.a.s@yandex.ru
Volgograd State Technical University, Volgograd, Russian Federation