Аннотации:
Рассматриваются проблемы интернационализации высшего образования, сотрудничества Китая и России в сфере образования, имеющие особое значение в условиях интеграции России в мировое образовательное пространство. Раскрыта актуальность исследования. Выделены цель и задачи интернационализации на основе нормативных документов,
отмечено значение интернационализации высшего образования для вузов мира. Обозначены актуальные вопросы интернационализации, в частности, вопросы развития российско-китайских научно-исследовательских проектов. Уточнены сущность понятий «инновационный процесс», «интернационализация», «интернационализации образования».
Представлена авторская трактовка понятия «процесс интернационализации образования».
Выделены особенности процессов интернационализации, а также ее преимущества в сфере высшего образования. Перечислены основные цели, направления международного сотрудничества: реализация образовательных и научных программ и проектов в сфере образования и культуры, проведение совместных научных исследований, научно-практических
конференций (очных и заочных), семинаров, обмен научной литературой, совместное
осуществление инновационной деятельности; сетевое взаимодействие, публикационная
деятельность и т. д. Доказана необходимость мобильности образовательных услуг. Для достижения поставленной цели были использованы методы анализа научной литературы,
сравнения, синтеза основных теоретических положений и др.
Уделено внимание исследованиям, посвященным международному сотрудничеству,
российско-китайским отношениям в сфере культуры и образования. Представлен опыт
международного сотрудничества Южно-Уральского государственного университета, Челябинского государственного института культуры (реализация проектов, проведение педагогических мастерских, обмен научной информацией, литературой, участие специалистов обеих стран в издании сборников научных трудов и т. д.).
При помощи сравнения основных актуальных тенденций в образовании определены
проблемы и перспективы его современного развития. The article is devoted to the cooperation between China and Russia. The purpose and tasks
of the internationalization for the world universities based on normative documents were formulated.
Topical issues of an internationalization, in particular, questions of development Russian-
Chinese research projects are designated. The concepts “innovative process”, “internationalization”,
“education internationalization” are specified. The author’s interpretation of the concept
“education internationalization process” is provided. The features of internationalization and its
advantages in the sphere of higher education are described. Main objectives, the directions of the
international cooperation are listed: implementation of educational and scientific programs and
projects in education and cultures, carrying out joint scientific research, scientific and practical conferences,
seminars, network interaction. The need of mobility of educational services is proved.
To achieve the goal the methods of analysis of the literature and synthesis of the main theories
were used. The Russian-Chinese relations in the sphere of culture and education were presented.
The experience of the international cooperation of the Southern Ural State University (National
research university), the Chelyabinsk state institute of culture was described. We compared
the main trends in education and defined the problems and perspectives of its development.
Описание:
Гревцева Гульсина Якуповна, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики
и психологии, Челябинский государственный институт культуры, г. Челябинск, yakupovna@
rambler.ru. G.Y. Grevtseva, yakupovna@rambler.ru
Chelyabinsk State Institute of Culture, Chelyabinsk, Russian Federation