Аннотации:
Предметом статьи являются педагогические аспекты межкультурной социализации
научно-педагогических работников (НПР), исследованной авторами на основе положений
культурологического, системного, синергетического, процессного и всевозрастного подходов. В статье охарактеризованы мега-, меза-, микрофакторы и социальные агенты межкультурной социализации; выявлены ее мотивационные, когнитивные, личностные, поведенческие признаки. Определены критерии качества результатов межкультурной социализации: направленность личности на межкультурную социализацию, устойчивость цели
межкультурной социализации среди профессиональных целей; целостность знаний, ценностей и поведения; устойчивая социальная позиция НПР в международном профессиональном сообществе; академическая и профессиональная мобильность (в единстве ее понимания как качества личности и процесса).
Выявлены педагогические и административно-педагогические факторы влияния на
социализацию НПР в основном образовательном процессе по подготовке научно-педагогических кадров и в системе дополнительного профессионального образования НПР.
Обосновано предположение о повышении качества межкультурной социализации при сочетании формального, неформального и информального образования НПР. The authors studied the pedagogical aspects of cross-cultural socialization of academic staff
on the basis of assumptions of culturological, system, synergetic, process and all-age approaches.
Megafactors, mesafactors, microfactors and social agents of cross-cultural socialization were
characterized; their motivational, cognitive, personal, behavioral features were revealed. The criteria
of quality of cross-cultural socialization formation were defined. They are: orientation of the
personality on cross-cultural socialization, stability of the purpose of cross-cultural socialization;
integrity of knowledge, values and behavior; steady social position of the academic staff in the
international professional community; academic and professional mobility.
Pedagogical and administrative factors of influence on socialization of the academic staff in
the main educational process and in the system of continuing professional development of the academic
staff were revealed. The assumption of quality improvement of cross-cultural socialization
using the combination of formal, informal and non-formal education of the academic staff was
proved.
Описание:
Котлярова Ирина Олеговна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры
безопасности жизнедеятельности, Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск,
kotliarovaio@susu.ru.
Гревцева Гульсина Якуповна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры
педагогики и психологии, Челябинский государственный институт культуры, г. Челябинск,
yakupovna@ rambler.ru.
Фахрутдинова Анастасия Викторовна, доктор педагогических наук, доцент, заведующий
кафедрой иностранных языков для социально-гуманитарного направления, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Anastasiya.Fahrutdinova@kpfu.ru. I.O. Kotlyarova1, kotliarovaio@susu.ru,
G.Y. Grevtseva2, yakupovna@rambler.ru,
A.V. Fahrutdinova3, Anastasiya.Fahrutdinova@kpfu.ru
1South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation,
2Chelyabinsk State Institute of Culture, Chelyabinsk, Russian Federation,
3Kazan (Volga region) Federal University, Kazan, Russian Federation