Аннотации:
В свете идей человекоцентрированного образования предложена авторская концепция понятия «самоопределение человека» как внутриличностная система лично ценных
потребностей и собственных возможностей, необходимых для осуществления отношений
с собой (в самореализации) и с окружением (в исполнении гуманитарных и трудовых
функций). Это позволяет выделить существенные аспекты самоопределения и характеристики его качества как функционального свойства данной системы. В генетическом аспекте система самоопределения человека меняет свои свойства в лонгитюдном процессе
осуществляющихся отношений с собой и с окружением. Определены критерии качества
самоопределения обучающихся: привлекательность и полезность тех или иных отношений человека с собой и с окружением; содержательная характеристика поведения и действий человека, проявившихся в состоявшихся отношениях с собой и с окружением; мнение человека о лично ценных потребностях и о возможностях их удовлетворения в отношениях с собой и (или) с кем-то (чем-то) из окружения.
Авторы сосредоточили внимание на возможностях развития самоопределения чело-
века в образовательных отношениях обучающихся с собой и с педагогическим персоналом,
сопровождающим образовательную деятельность каждого из них. В статье охарактеризованы факторы педагогического влияния на самоопределение обучающихся в процессе
гуманно ориентированных субъект-субъектных образовательных отношений с каждым из
них: содержание образования, методы и формы организации образовательных отношений
педагога с обучающимися, профессиональные качества педагогов. В целом педагогические факторы охарактеризованы как основа самоопределения обучающихся в самореализации и в участии в гуманитарных и в профориентационных отношениях с собой, с педагогами и представителями сферы общественного производства. Предполагается, что
образовательные отношения обучающихся с партнерами в гуманитарных и в профориентационных отношениях должны бы служить внешним основанием для «запуска» внутренних резервов обучающихся в процессе самоопределения каждого из них. In the framework of human-centered education, the authors describe the concept of “selfdetermination
of a man” defined as an intrapersonal system of personally valuable needs and
capabilities necessary for the realization of relations with oneself (in self-realization) and with
the environment (in the performance of social and labor functions). This allows us to identify
the significant aspects of self-determination and the characterization of its quality as a functional
property of the system. In the genetic aspect, the system of self-determination of a person
changes its properties in the longitudinal process of the ongoing relationships with oneself and
with the environment.
The authors focus on the possibilities of developing a person's self-determination in the educational
relations of students and with the pedagogical staff accompanying the educational activity.
The factors of pedagogical influence on the self-determination of trainees, in the process of
humanely oriented subject-subject educational relations were characterized. In general, pedagogical
factors are characterized as the basis for self-determination of students in self-realization and
in participation in social and professional relations with themselves, educators and the representatives
of the sphere of social production. It is assumed that the educational relations of students
with partners in humanitarian and career-oriented relations should serve as an external basis
for “launching” the internal reserves of students in the process of self-determination.
Описание:
Сериков Геннадий Николаевич, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры безопасности жизнедеятельности, Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, serikovgn@susu.ru.
Сериков Сергей Геннадьевич, доктор педагогических наук, профессор, проректор по учебной работе, Уральский государственный университет физической культуры, г. Челябинск,
serikov06@mail.ru.
Буров Константин Сергеевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности, Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск,
burovks@susu.ru. G.N. Serikov1, ppo_00@mail.ru,
S.G. Serikov2, serikov06@mail.ru,
K.S. Burov1, burovks@susu.ru
1South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation
2Ural State University of Physical Culture, Chelyabinsk, Russian Federation