Репозиторий Dspace

Программа формирования конструктивных стратегий психологической защиты у старшеклассников в период подготовки к итоговой государственной аттестации

Показать сокращенную информацию

dc.contributor.author Долгова, В.И.
dc.contributor.author Кондратьева, О.А.
dc.contributor.author Dolgova, V.I.
dc.contributor.author Kondratyeva, О.А.
dc.date.accessioned 2020-10-09T06:23:59Z
dc.date.available 2020-10-09T06:23:59Z
dc.date.issued 2017
dc.identifier.citation Долгова, В.И. Программа формирования конструктивных стратегий психологической защиты у старшеклассников в период подготовки к итоговой государственной аттестации / В.И. Долгова, О.А. Кондратьева // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». – 2017. – Т. 9, № 3. – С. 37–43. DOI: 10.14529/ped170303. Dolgova V.I., Kondratyeva О.А. A Program to form Constructive Strategies for Higher School Learners’ Psychological Support Preparing for the Final State Certification. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education. Educational Sciences. 2017, vol. 9, no. 3, pp. 37–43. (in Russ.) DOI: 10.14529/ped170303 ru_RU
dc.identifier.issn 2073-7602
dc.identifier.issn 2412-0553
dc.identifier.uri http://dspace.susu.ru/xmlui/handle/0001.74/30281
dc.description Долгова Валентина Ивановна, доктор психологических наук, профессор, декан факультета психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, 23a12@list.ru. Кондратьева Ольга Александровна, кандидат психологических наук, доцент, зав.кафедрой теоретической и прикладной психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно- педагогический университет, г. Челябинск, oca74@yandex.ru. V.I. Dolgova, 23a12@list.ru, О.А. Kondratyeva, oca74@yandex.ru South Ural State University of Humanities and Education, Chelyabinsk, Russian Federation ru_RU
dc.description.abstract Мероприятия итоговой государственной аттестации предъявляют требования не только к качеству образования, но и к личностным ресурсам старшеклассников. Организация процесса формирования конструктивной психологической защиты в рамках психологического сопровождения итоговой государственной аттестации предоставляет учащимся возможность понять трудные, тревожащие ситуации и условия их разрешения, способствует созданию положительного фона и фиксации на прогрессе решения учебных и личностных задач. Цель программы: формирование конструктивных стратегий психологической защиты у старшеклассников в период подготовки к итоговой государственной аттестации. Программа разделена на три блока: теоретический, диагностический и формирующий. Теоретический блок направлен на формирование представлений о психологической защите личности как активном, осознанном процессе, направленном на сохранение целостности личности и реализацию заложенного в ней потенциала. Реализуется в форме лекций и бесед по следующим темам (4 часа): «Психологическая защита: цель, виды, функции»; «Применение психологической защиты в стрессовых ситуациях»; «Особенности поведения и проявления психологической защиты»; «Приемы, способы и стратегии поведения в стрессе». Диагностический блок представляет собой специально организованный процесс самопознания, направленный на выявление и осознание учащимися отдельных сторон своей личности, своих характеристик, на углубление и уточнение Я-концепции (4 часа). Результаты исследования самооценки эмоциональных состояний студентов в период проведения экзаменационной сессий были получены с помощью опросника «Самооценка эмоциональных состояний» А. Уэссмана и Д. Рикса. После проведения психодиагностического обследования учащиеся были ознакомлены с его результатами, где указывались общие тенденции личностного развития, рекомендации, касающиеся выбора конструктивных стратегий поведения. Формирующий блок включал в себя тренинговые занятия, направленные на формирование конструктивной психологической защиты, закрепление и развитие навыков саморегуляции и конструктивного социального взаимодействия и пр. (1–2 часа трижды в неделю в течение одного месяца). В структуре занятий проводились ритуалы приветствия, основная часть, ритуалы прощания. Программа способствует формированию конструктивных стратегий психологической защиты у старшеклассников в период подготовки к итоговой государственной аттестации. The final state certification requires both education quality and personal resources of higher school students. The training in constructive psychological defense for the final state certification provides students with an opportunity to understand difficult, disturbing situations and the ways to solve them. It also contributes to the creation of a positive background and helps to fix educational and personal tasks on progress. The purpose of the program is to form constructive strategies for psychological defense in higher school students. The program is divided into three modules: theoretical, diagnostic and formative. The theoretical module aims to form ideas about the psychological defense of an individual as an active, conscious process aimed at preserving the integrity of the individual and realizing his/her potential. The forms are lectures and talks on the following topics (4 hours): psychological protection: the purpose, types, functions; the use of psychological protection in stressful situations; features and manifestations of psychological defense; methods and strategies of behavior in stress. The diagnostic module is a specially organized self-knowledge process aimed to identify students' personal fears, their characteristics, and to deepen and clarify their self-concept (4 hours). The results of the self-assessment of students' emotional states during the examination session were obtained using the questionnaire “Self-assessment of emotional states” by A. Wessmann and D. Ricks. After the diagnostic examination, the students obtained the results, which indicated general tendencies of personal development, recommendations concerning the choice of constructive behavior strategies. The formation module included training sessions aimed at building constructive psychological defense, consolidating and developing skills of self-regulation and constructive social interaction, etc. (1–2 hours three times a week for one month). ru_RU
dc.language.iso other ru_RU
dc.publisher Издательский центр ЮУрГУ ru_RU
dc.relation.ispartofseries Образование. Педагогические науки;Том 9
dc.subject УДК 159.95-057.87 ru_RU
dc.subject УДК 373.5.046.16 ru_RU
dc.subject УДК 159.923-057.87 ru_RU
dc.subject старшеклассники ru_RU
dc.subject механизмы психологической защиты ru_RU
dc.subject конструктивная психологическая защита ru_RU
dc.subject итоговая государственная аттестация ru_RU
dc.subject программа ru_RU
dc.subject теоретический блок ru_RU
dc.subject диагностический блок ru_RU
dc.subject формирующий блок ru_RU
dc.subject higher school students ru_RU
dc.subject psychological defense mechanisms ru_RU
dc.subject constructive psychological defense ru_RU
dc.subject final state certification ru_RU
dc.subject program ru_RU
dc.subject theoretical module ru_RU
dc.subject diagnostic module ru_RU
dc.subject forming module ru_RU
dc.title Программа формирования конструктивных стратегий психологической защиты у старшеклассников в период подготовки к итоговой государственной аттестации ru_RU
dc.title.alternative A Program to form Constructive Strategies for Higher School Learners’ Psychological Support Preparing for the Final State Certification ru_RU
dc.type Article ru_RU
dc.identifier.doi DOI: 10.14529/ped170303


Файлы в этом документе

Данный элемент включен в следующие коллекции

Показать сокращенную информацию

Поиск в DSpace


Расширенный поиск

Просмотр

Моя учетная запись