Аннотации:
В настоящее время уделяется особое внимание проблемам дошкольного образования
в связи с необходимостью сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства
как важного этапа в общем развитии человека и его социализации. В последние десятилетия наблюдается повышенный интерес к проблеме дезадаптации дошкольников. Дезадаптация дошкольников рассматривается как неспособность личности ребенка адаптироваться к изменяющимся условиям образовательной среды. Результатом дезадаптации является
возникновение проявлений, нарушающих равновесие в отношениях с социумом, искажающие содержание целей, мотивов, ценностных ориентаций, не позволяющие бесконфликтно решать проблемы, удовлетворять потребности, препятствующие вхождению
личности в новую социальную среду и блокирующие создание благоприятных условий
для полноценного личностного развития и самоопределения. Особо актуальна эта проблема в отношении детей 6–7 лет, так как это критический период в развитии ребенка,
обуславливающий его сензитивность к неблагоприятным воздействиям образовательной
среды и возникновение проявлений дезадаптации.
В данной статье представлены результаты эмпирического изучения проявлений дезадаптации детей старшего дошкольного возраста к образовательной среде дошкольной организации. Эмпирические данные получены на основе выделенных критериев и показателей проявлений дезадаптации детей 6–7 лет, а также применения комплекса методик. Результаты исследования позволили выделить наиболее проблемные сферы проявлений
дезадаптации старших дошкольников – личностную и эмоциональную. Дается характеристика групп детей с различными типами проявлений дезадаптации (группа детей с проявлениями дезадаптации эмоционального типа, группа детей с проявлениями дезадаптации
личностного типа, группа детей с проявлениями дезадаптации эмоционально-личностного типа), основанная на результатах кластерного анализа. At present, special attention is paid to the problems of preschool education in connection
with the need to preserve the uniqueness and value of preschool childhood as an important stage
in the overall development of man and his/her socialization. In recent decades there has been an
increased interest in the problem of preschoolers' maladaptation. Maladaptation of preschool
children is seen as the inability of the child's personality to adapt to the changing conditions of
the education environment. The result of maladaptation is the emergence of displays of maladaptation,
disturbing the balance in relations with the society, distorting goals, motives, value orientations
that do not allow conflict-free resolution of problems, do not satisfy the needs that prevent
the person from entering a new social environment and block the creation of favorable conditions
for personal development and self-determination. This problem is particularly relevant for
6–7 year old children, since this is a critical period in the development of the child, which determines
its sensitivity to the adverse effects of the educational environment and the emergence of
manifestations of maladaptation.
This article presents the results of an empirical study of the manifestations of maladaptation
of children of the senior preschool age in relation to the educational environment of a pre-school
organization. Empirical data are obtained on the selected criteria and indicators of manifestations
of maladaptation of 6–7 year old children. The results of the study made it possible to identify the
most problematic areas of manifestations of maladaptation of older preschool children, both personal
and emotional. Characteristics of groups of children with different types of manifestations
of maladaptation (a group of children with manifestations of maladaptive emotional type, a group
of children with manifestations of maladaptive personality type, a group of children with manifestations
of maladaptation of emotional-personal type) is based on the results of cluster analysis.
Описание:
Гасилина Мария Александровна, аспирант кафедры «Педагогика дошкольного и начального образования», Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург,
mgasilina@bk.ru. M.A. Gasilina, mgasilina@bk.ru
Orenburg State Pedagogical University, Orenburg, Russian Federation