Аннотации:
Рассмотрена задача управления температурным режимом здания за счет изменения расхода теплоносителя на его систему отопления при существенном снижении температуры воды в подающем теплопроводе. Предложено несколько вариантов решения этой задачи, в том числе и при условии съема потребителем с помощью имеющегося оборудования требуемого по погоде количества теплоты. Проанализированы некоторые предельные случаи теплоснабжения. Показано, что полученные результаты качественно согласуются с простыми физическими соображениями. При этом, как это и общепринято, объект теплоснабжения представляется эквивалентным отопительным прибором. Определен допустимый диапазон снижения температуры в подающем теплопроводе, при котором задача 100%-ного теплоснабжения еще может быть решена за счет увеличения расхода теплоносителя. Указано, что этот диапазон достаточно ограничен и зависит
от температуры наружного воздуха вследствие зависимости от этой величины температуры теплоносителя в базовом режиме (применяется так называемый качественный метод регулирования процесса теплоснабжения). Показано, что диапазон снижения температуры теплоносителя в подающем теплопроводе может быть заметно увеличен, если допускается некоторое ухудшение качества теплоснабжения – количества доставляемой теплоты. Результаты работы могут быть использованы как при разработке режимов низкотемпературного теплоснабжения – графиков количественного регулирования отпуска теплоты (тепловой нагрузки), так и в составе алгоритмического обеспечения автоматизированных систем управления теплоснабжением и отоплением зданий.
The problem of temperature control of a building is considered due to a change in the
coolant flow rate to its heating system with a significant decrease in the temperature of the water in the supply heat pipe. Several variants of the solution of this problem have been proposed, including under the condition that the consumer, using the available equipment, removes the amount of heat required by the weather. Some extreme cases of heat supply are analyzed. It is shown that the results obtained are qualitatively consistent with simple physical considerations. At the same time, as it is generally accepted, the heat supply object is represented by an equivalent heating device. The permissible range of temperature drop in the supplying heat pipe is determined, at which the task of 100% heat supply can still be solved by increasing the coolant flow rate. It is indicated that this range is rather limited and depends on the outside air temperature due to the dependence on this value of the coolant temperature in the basic mode (the so-called qualitative method for regulating the heat supply process is used). It is shown that the range of the coolant temperature decrease in the supplying heat pipe can be significantly increased if a certain deterioration in the quality of heat supply is possible - the amount of heat delivered. The results of the work can be used both in the development of low-temperature heat supply regimes - schedules for the quantitative regulation of heat release (heat load), as well as in the algorithmic support of automated control systems for heat supply and heating of buildings.
Описание:
Панферов Сергей Владимирович, кандидат технических наук, доцент кафедры градостроительства, инженерных сетей и систем, Южно-Уральский государственный университет (Челябинск).
Панферов Владимир Иванович, доктор технических наук, профессор, профессор кафедры информационно-аналитического обеспечения управления в социальных и экономических системах, Южно-Уральский государственный университет (Челябинск), профессор кафедры авиационных комплексов и
конструкций летательных аппаратов, Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», филиал в г. Челябинске (Челябинск); tgsiv@mail.ru.
S.V. Panferov1
V.I. Panferov1,2, tgsiv@mail.ru
1 South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation
2 Russian Air Force Military Educational and Scientific Center “Air Force Academy
named after Professor N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin”, Chelyabinsk branch,
Chelyabinsk, Russian Federation