Аннотации:
В современной научной литературе проблемы адаптации рассматриваются в нескольких направлениях: биологическом, медицинском, педагогическом, психологическом, социологическом, кибернетическом, междисциплинарном и др. В данной статье представлен анализ проблемы адаптации как социально-психологического явления и особенностей
ее протекания в условиях социокультурного ускорения (динамики). Социально-психологической адаптации студенческой молодежи как социально-профессиональной группы,
которая, в силу своих особенностей, в большей степени подвержена влиянию социокультурной динамики. Социально-психологическая адаптация личности как научная категория не обделена вниманием ученых. Однако, несмотря на многочисленные теоретические
и эмпирические исследования, данная проблема остается до сих пор актуальной и требует
дальнейшего исследования, так как в отличие от биологической, социально-психологическая адаптация в значительной степени сопряжена с процессами идентификации индивида, его осмыслением и интериоризацией быстротечных общественных и иных перемен,
с которыми он сталкивается. В нашем исследовании под адаптацией студента следует понимать процесс приведения основных параметров его социальной и личностной характеристик в соответствие, в состояние динамического равновесия с новыми условиями внутривузовской среды как внешнего фактора по отношению к студенту. В статье предложен
анализ эмпирических данных по результатам исследования адаптационных процессов
студентов конкретного вуза, дан сравнительный анализ адаптивности иностранных и отечественных студентов первого курса вуза. В результате исследования выделены факторы,
оказывающие влияние не адаптационные процессы студентов первого кура вуза. Ими являются: 1) факторы субъективного характера (возраст, уровень базового образования и
подготовленности к поступлению в вуз, мотивы выбора профессии и специальности, отношение к выбранной профессии, опыт вхождения в новый коллектив, уровень развитости интеллекта, направленность личности (установки, интересы, потребности, мотивация,
моральные качества, ценностные ориентации), когнитивные способности, творческий потенциал); 2) объективные факторы (размер группы, нормативная система группы, требования вуза, наличие института кураторства (тьюторства), профессионализм педагогов,
этические нормы, наличие условий для творческого развития, режим (сочетание учебной
работы, отдыха, спорта и занятий физической культурой), социальное положение и материальное благополучие семьи, образование родителей). The problem of adaptation in the literature is discussed in several areas: biological, medical,
pedagogical, psychological, sociological, cybernetic, interdisciplinary. This article presents the
analysis of the problem of adaptation as a socio-psychological phenomenon and describes
the adaptation peculiarities in conditions of a socio-cultural acceleration (dynamics). Sociopsychological
adaptation of students as a socio-professional group is largely influenced by social
and cultural dynamics. Socio-psychological adaptation of the personality as a research category
is not neglected by scientists. However, despite numerous theoretical and empirical studies, this
problem still requires further studies as in contrast to the biological adaptation, a socio-psychological
one largely involves the processes of identification of the individual, his understanding
and internalization of changes he encounters.
The analysis of empirical data on the results of the research of adaptation processes of students
of the University was given. A comparative analysis of adaptability of foreign and domestic
first-year students of the University was conducted. The study highlighted the factors that influence
the adaptive processes of students of the first course of the University. They are: 1) subjective
factors (age, level education and readiness to be enrolled to university, motives of profession
and specialty choice, attitudes to the chosen profession, experience of joining a new team,
level of intelligence, orientation of the personality (attitudes, interests, needs, motivation, moral
character, value orientations), cognitive ability, creativity); 2) objective factors (group size, normative
system of the group, university requirements, presence/absence of tutors, professionalism
of teachers, ethical standards, conditions for creative development, mode of study (a combination
of academic work, recreation, sport and physical culture), social status and material well-being
of family, education of parents).
Описание:
Гнатышина Елена Александровна, доктор педагогических наук, профессор кафедры подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик, директор Профессионально-педагогического института, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, mopr9@mail.ru.
Уварина Наталья Викторовна, доктор педагогических наук, профессор кафедры подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, nuvarina@yandex.ru.
Савченков Алексей Викторович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, alex2107@mail.ru. E.A. Gnatyshina, mopr9@mail.ru,
N.V. Uvarina, nuvarina@yandex.ru,
A.V. Savchenkov, alex2107@mail.ru
South Ural State Humanities and Pedagogical University, Chelyabinsk, Russian Federation