Аннотации:
Актуальность проблемы рефлексивно-ценностного сопровождения профессионально-
творческой подготовки студентов обусловлена социально-экономическими изменениями
во всех сферах жизни общества, которые привели к смене ценностных ориентаций.
Посредством понятийно-терминологического анализа были определены основные
понятия рассматриваемой проблемы: сопровождение, педагогическое сопровождение,
профессиональная подготовка, профессионально-творческая подготовка, профессионально-
педагогическое творчество, рефлексия, ценности, ценностная рефлексия, рефлексивно-
ценностная позиция педагога.
Основой процесса рефлексивно-ценностного сопровождения является профессионально-педагогическое творчество субъектов образовательного пространства вуза, понимаемое нами как объективно обусловленный процесс интеллектуально-энергетической,
эмоционально-волевой и практической деятельности, который характеризуется направленностью, нацеленностью, организованностью, способностью на поиск нового, оригинального, оптимального решения педагогических задач и их практической реализации
в образовательном процессе.
В результате контент-анализа выделены основные структурные компоненты рефлексивно-ценностного сопровождения профессионально-творческой подготовки студентов:
ценностный, рефлексивный, творческий, коммуникативный, когнитивный. Функциональный анализ сущности исследуемого явления позволил выделить основные функциональные
компоненты: мотивационно-ценностный, когнитивный, коммуникативно-регулятивный,
рефлексивно-оценочный, компонент саморазвития. The urgency of the reflection valuable support task for the students’ professional and creative
training is due to the social economic changes in all the spheres of society, which have led
to the change in value orientations.
The basic terms of the problem were defined by the conceptual-terminological analysis:
pedagogical support, vocational training, professional and creative training, professional pedagogical
creativity, reflection, values, value reflection, teacher’s reflective-value position.
The basis for the reflexive value support process is the professional pedagogical creativity of
the subjects of the university educational process. We define it as an objectively conditioned
process of intellectual-energetic, emotional-volitional and practical activity characterized by
the direction, focus, organization, the ability to search for a new, original, optimal solution of pedagogical
tasks and their practical implementation in the educational process.
The main structural components of the reflexive-value support of the students' professional
creative training are defined by content analysis. The structural components represent a system
reflecting the essence and dynamics of the process under study: valuable, reflexive, creative,
communicative, cognitive components. The functional analysis of the studied phenomenon essence
made it possible to identify the main functional components: motivational-valuable, cognitive,
communicative-regulative, reflexive-evaluative, developmental ones.
Описание:
Циулина Марина Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры
педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, ciulinamv@cspu.ru.
Гревцева Гульсина Якуповна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры
педагогики и психологии, Челябинский государственный институт культуры, г. Челябинск,
yakupovna@rambler.ru. M.V. Tsiulina1, ciulinamv@cspu.ru,
G.Ya. Grevtseva2, yakupovna@rambler.ru
1South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russian Federation,
2Chelyabinsk State Institute of Culture, Chelyabinsk, Russian Federation