Аннотации:
На выборке из 1079 студентов изучалась связь Большой Пятерки черт личности с
пользовательской активностью в социальной сети «Вконтакте» Были определены 12 фактических показателей активности пользователей на сайте. Установлено, что экстраверсия, нейротизм и доброжелательность являются важными независимыми предикторами многих поведенческих показателей активности, среди которых –количество друзей, количество записей на стене, количество фотографий, количество отметок «мне нравится» под пользовательской фотографией и т. д. Наличие эффекта доброжелательности остается под вопросом, поскольку он был продемонстрирован лишь в одном из двух использованных в исследовании тестов Большой Пятерки. Эффекты открытости опыту оказались практически полностью опосредованы ее связью с экстраверсией. Эффекты добросовестности имеют свою специфику, проявляясь применительно к особенностям используемых пользователями аватар: с ростом показателей добросовестности они реже используют аватары-заменители и чаще используют свои личные портретные фотографии. В целом пользовательская активность повышается по мере роста показателей экстраверсии и нейротизма,
причем эти эффекты оказались независимы друг от друга. Кроме того, наличие экстраверсии является единственной из исследованных переменных, по которой пользователи (n=993) отличались от тех участников исследования, чьи профили в сети «Вконтакте» обнаружить не удалось. Обсуждение результатов представлено в заключительной части статьи. The relation between Big Five personality traits and the Vk.com online social network (OSN) use on a large undergraduate sample (n=1079) has been studied. To investigate OSN usage, 12 behavioral indicators were extracted and used. It was found that extraversion, neuroticism, and agreeableness each are important independent predictors of various behavioral OSN indicators including number of friends, number of wall posts, number of photos, number of likes related to personal photos, and the like. The effects of agreeableness are still questionable for they were revealed on just one of the two Big Five measures used, International Personality Items Pool, but not for the Big Five Inventory. The effects of openness to experience have been mainly mediated by extraversion with the exception of number of written posts made by a user. The effects of conscientiousness were most specific ones emerging solely as a characteristic of avatars:
Conscientiousness was positively related to number of avatars depicting the user, and negatively to number of avatars substituting photos of a user with something else like photos (pictures) of animals, an abstract, other people, and so forth. Generally speaking, behavioral activity in the OSN increased when either extraversion or neuroticism were high. Note that these two effects have been mutually independent. Moreover, extraversion was the only trait differentiated users (n=993) from non-users, i.e., those participants whose Vk profile was not found.
Описание:
Щебетенко Сергей Александрович, кандидат психологических наук, доцент, старший научный сотрудник кафедры психологии развития, Пермский государственный национальный исследовательский университет, shebetenko@rambler.ru. S.A. Shchebetenko, Perm State University, Perm, Russian Federation, shebetenko@rambler.ru