Аннотации:
Снижение мотивации студентов и их внимания к учебному материалу определяют актуальность данной работы. Причины этого явления кроются в комплексе психолого-
педагогических факторов, создаваемых современной информационной средой, среди которых иллюзия мгновенной доступности любой информации, с помощью поисковых
средств электронной сети Интернет. Это вызывает необходимость использования дополнительных средств активизации внимания студентов на занятиях. Одним из методов активизации внимания является включение в учебный материал исторических примеров и
аналогий, связывающих представленный материал с повседневной жизнью или будущей
профессиональной деятельностью обучающихся. Целью данной работы является выделение основных факторов, по которым следует отбирать исторические примеры и аналогии
для включения их в состав представляемого в процессе обучения материала. Проанализированы особенности исторических примеров и аналогий, с одной стороны, указывающие
на важные аспекты излагаемого материала, а с другой стороны – способные вызвать заинтересованность в излагаемом материале или яркие эмоции (как положительные, так и отрицательные), способствующие лучшему усвоению материала. Выявлен набор признаков
для отбора исторических примеров и аналогий, а также признаки полезности исторических примеров и аналогий, по которым можно оценивать их будущую эффективность
в активизации процесса усвоения материала студентами. Importance of this work lies in the fact that when teaching at a technical university there is
a significant problem with a decrease in the motivation of students, and their attention span.
The reasons for this phenomenon lie in the whole complex of psychological and pedagogical factors
created by the cotemporary information environment, including the illusion of instant accessibility
of any information created by the search tools of the Internet. This necessitates the use of
additional tools to grasp the attention of students in the classroom. Historically, the most important
methods of grasping attention was the inclusion in the educational material of historical
examples and analogies that relate the information to everyday life or to the future professional
activity of students. The purpose of this work is to highlight the main factors by which historical
examples and analogies should be selected to include them in the material presented in the learning
process. The basis of the methods of this study is the analysis of the features of historical examples
and analogies, which, on the one hand, indicate the important aspects of the presented material,
critical for its understanding and compiling a complete picture of the world. On the other
hand, they are capable of generating interest to the material or arouse emotions (both positive and
negative), contributing to a better comprehension and retention of the material. As a result, a certain
set of features to choose historical examples and analogies, by which selection can be made
for inclusion in the material of the subject was revealed.
Описание:
Соколова Галина Павловна, доцент кафедры машиноведения и инженерной графики, кандидат педагогических наук, доцент, Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева – КАИ, glnsokolova@mail.ru. G.P. Sokolova, glnsokolova@mail.ru
Kazan National Research Technical University, named after A.N. Tupolev, KAI, Kazan,
Russian Federation