Аннотации:
В данной работе рассмотрен вопрос количественной оценки эффекта вытеснения тока в шинах, уложенных в пазах электрических машин переменного тока на примере магнитоэлектрического генератора большой мощности. Также указаны основные аспекты, оказывающие влияние на увеличение эффекта вытеснения тока в шинах электрических машин. Приведены примеры расчетов среднего увеличения сопротивления шины по методикам, описанным в классической литературе и проверенных годами при проектировании стандартных электрических машин переменного тока. Также был рассмотрен вопрос моделирования электромагнитных процессов в системе автоматического проектирования ANSYS
Maxwell. Особое внимание уделено возможностям программного обеспечения ANSYS Maxwell в части графического представления информации по результатам моделирования работы электромеханических преобразователей. Приведена графическая интерпретация результатов моделирования работы генератора, упрощающая понимание физических основ оговариваемых явлений, а также упрощающих взаимодействие с программным обеспечением. Проведено сравнение двух указанных способов количественной оценки эффекта вытеснения тока на основании экспериментальных данных, полученных силами
АО «НПО «Электромашина», снятых с макетных образцов рассчитанного магнитоэлектрического генератора большой мощности. На основании результатов сравнения двух способов количественной оценки эффекта вытеснения тока в обмотке магнитоэлектрического генератора переменного тока сделано за-
ключение о наиболее предпочтительном способе расчета суммарных электрических потерь в обмотках электромеханических преобразователей. Также был рассмотрен вопрос потерь в магнитоэлектрических генераторах большой мощности, существенно влияющих на коэффициент полезного действия электри-
ческой машины. Оговорено условие максимального коэффициента полезного действия электрической машины большой мощности. This paper dwells upon quantitative evaluation of the current displacement effect occurring in the buses located
in AC machine bars, with evidence collected from a high-power magneto-electric generator. We herein specify the basic factors affecting the increase in currents observed in electric-machine buses. The paper presents examples of calculating the mean bus resistance increase by time-tested methods described in recognized scientific sources. We have also investigated the problem of modeling electromagnetic processes in ANSYS Maxwell, a CAD system. We make a specific emphasis on the functionality ANSYS Maxwell provides for graphical rendering of information derived from the simulation of electromechanical transducers. The presented graphical interpretation of generator simulation results makes it easier to understand the physics behind
this phenomenon while also facilitating the use of the software. The two mentioned methods for quantitative current-displacement evaluation are herein further compared based on the experimental data AO NPO Elektromashina has obtained from the samples of a calculated high-power magnetoelectric generator. Judging
from this comparison of two methods for quantitative evaluation of current displacement in AC generator windings, we find the preferable method for calculating the total energy loss in the windings of electromechanical transducers. We also analyze the losses occurring in high-power magneto-electric generators, which losses affect
considerably the efficiency of electric machines. We thus find the condition of maximizing the efficiency of high-power electric machines.
Описание:
Неустроев Николай Игоревич, ассистент, кафедра «Теоретические основы электротехники», Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск; neustroev.nikolai@mail.ru.
Котов Антон Андреевич, аспирант, кафедра «Теоретические основы электротехники», Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск; aakot@mail.ru.
Киесш Ирина Егоровна, старший преподаватель, кафедра «Теоретические основы электротехники», Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск; kiesshie@susu.ru.
N.I. Neustroev, neustroev.nikolai@mail.ru,
A.A. Kotov, aakot@mail.ru,
I.E. Kiessh, kiesshie@susu.ru
South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation