Аннотации:
Внедрение регулируемых устройств компенсации реактивной мощности в распределительных электрических сетях железных дорог открывает новые возможности для повышения эффективности их работы за счет методов группового управления напряжением на основе агентного подхода. Мультиагентное управление напряжением позволяет получить новые результаты, связанные с возможностью самоорганизации агентов – активных элементов электрической сети, что приводит к повышению надежности электроснабжения и качества электроэнергии. Моделирование рассматриваемых мультиагентных систем управления на классических моделях системной динамики вызывает трудности из-за сложного взаимодействия агентов в виду их индивидуальных целей полезности, наличия логических операций и событийного характера процессов. Разработаны диаграммы состояний агентов для моделирования мультиагентного управления напряжением с помощью источников реактивной мощности в распределительных
электрических сетях железных дорог в среде AnyLogic. Выполнено моделирование управления напряжением в тестовой электрической сети при изменении параметров режима. Полученные результаты моделирования свидетельствуют об обоснованности подходов к стабилизации напряжения методами мультиагентного управления и возможности их практической реализации на базе современного оборудования. The introduction of adjustable devices for reactive power compensation in distribution electric networks of railways reveals new opportunities to increase their efficiency through the use of group-based voltage control methods based on the agent-based approach. Multi-agent voltage management allows obtaining new results
linked the possible of self-management of the agents-active elements of the electrical network, which leads to an increase in the reliability of power supply and power quality. Modeling the considered multi-agent control systems on classical models of system dynamics is difficult because of the complex interaction of agents due to
their individual utility goals, the presence of logical operations, and the event-driven nature of the processes. Agent state diagrams have been developed in the AnyLogic environment to model multi-agent voltage control using reactive power sources in distribution electrical networks of railways. The voltage control is simulated in
the test network featuring the changing mode parameters. The obtained simulation results indicate the validity of the approaches to voltage stabilization with multi-agent control methods and the possibility of their practical implementation on the basis of modern equipment.
Описание:
Черемисин Василий Титович, д-р техн. наук, профессор, директор Научно-исследовательского института энергосбережения на железнодорожном транспорте, заведующий кафедрой «Подвижной состав электрических железных дорог», Омский государственный университет путей сообщения, г. Омск;
cheremisinvt@gmail.com.
Третьяков Евгений Александрович, канд. техн. наук, доцент, кафедра «Подвижной состав электрических железных дорог», Омский государственный университет путей сообщения, г. Омск; eugentr@mail.ru.
Головнев Григорий Евгеньевич, аспирант, кафедра «Подвижной состав электрических железных дорог», Омский государственный университет путей сообщения, г. Омск; grishantiy@gmail.com.
V.T. Cheremisin, cheremisinvt@gmail.com,
E.A. Tretyakov, eugentr@mail.ru,
G.E. Golovnev, grishantiy@gmail.com
Omsk State Transport University, Omsk, Russian Federation