Аннотации:
Образ Ивана Грозного уже давно определяется как одна из смысловых доминант в отечественном искусстве. Использование этого образа занимает важное место в композиторском творчестве, в том числе в претворении в произведениях русской национальной идентичности. Однако специального изучения эта проблема не получила. Исследуемые в статье произведения Р. Щедрина и С. Слонимского показывают, что композиторам удалось воплотить в раскрытии образа царя Ивана и его эпохи концепт национально-культурной идентичности через древний
музыкальный код — «знаменность». В этом новизна в воплощении данного образа, так как ранее ни один из их великих предшественников, обращавшихся к раскрытию образа царя Ивана музыкальными средствами, феномен знаменности не претворял. Автор статьи приходит к выводу, что найденный в глубинах древнерусской церковно-певческой культуры знаменный распев
получает научное обоснование как архетип национальной музыкальной идентичности. The artistic image of Ivan the Terrible has been long defined as one of the semantic dominant in the Russian art. The use of this image has an important place in the composers’ creativity, including implementation of Russian national identity in the musical works. However, this problem has not received special study in science. The investigated compositions of Rodion Shchedrin and Sergei Slonimsky show that the composers were able to implement the concept of national-cultural identity through ancient musical code — “znamennost” (znamenny chant) — in the disclosure of artistic image
of the Tsar Ivan and his era. This is newness in the embodiment of the image. Nobody of their great predecessors, disclosing the image of the Tsar Ivan by musical means, had implemented this phenomenon of znamenitost previously. The author concludes that znamenny chant, newfound in the depths of the ancient Russian church-singing culture, receives a scientific substantiation as the archetype of the national musical identity.
Описание:
Парфентьева Наталья Владимировна, декан исторического факультета, Южно-Уральский государственный университет, доктор искусствоведения, профессор, заслуженный деятель искусств Российской Федерации. Автор более 90 трудов, в том числе 3 монографий, в области истории и теории древнерусского
музыкального искусства и искусства XX в. E-mail: parfentevanv@susu.ac.ru
N. V. Parfentieva, South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation,
parfentevnp@susu.ac.ru