Аннотации:
В статье анализируются шаги советской власти по усилению идеологического контроля концертно-музыкальной сферы России 1920—60-х гг. Концертно-филармоническая сфера рассматривается в тесной связи с историко-политическими и социальными процессами того времени. Прослеживается эволюция художественной концепции партии, ведущей к унификации идеи просвещения народа посредством форм и способов концертно-филармонического
просвещения в стране. Показывается история создания органов цензуры и контроля в России, непосредственно влиявших на деятельность концертных предприятий и их музыкально-просветительскую деятельность. Особое внимание уделяется музыкальному репертуару филармоний (разрешенному и запрещенному), который менялся в зависимости от политического вектора в стране. Некоторые документы, использованные в статье, вводятся в научный оборот впервые. Предложенный материал будет полезен исследователям и студентам в области истории, культурологии, политологии, социологии и искусствоведения для понимания культурных процессов советского периода истории России в целом и уральского региона в частности. In article steps of the Soviet power on strengthening of ideological control of the concert and musical sphere of Russia of the 1920-60th are analyzed. The concert and philharmonic sphere is considered in close connection with historical and political and social processes of that time. Evolution of the art concept of the party leading to unification of idea of education of the people by means of forms and ways of concert and philharmonic education in the country is traced. The history of creation
of the bodies of censorship and control in Russia which were directly influencing activity of the concert enterprises and their musical and educational activity is shown. The special attention is paid to the musical repertoire of philharmonic halls (resolved and forbidden) which changed depending on a political vector in the country. Some documents used in article are introduced for scientific use for the first time. The offered material will be useful to researchers and students in the field of history, cultural science, political science, sociology and art criticism to understanding of cultural processes of the Soviet period of history of Russia in general and the Ural region in particular.
Описание:
Федотова Юлия Викторовна, доцент кафедры искусствоведения и культурологи, Южно-Уральский государственный университет, канд. ист. наук. Область интересов: государственная культурная политика советского периода в концертно-музыкальной сфере, музыкальное просвещение дореволюционного Урала, исследование деятельности филармонических организаций Урала. E-mail: stakhovayu@mail.ru
Y. V. Fedotova, South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation,
stakhovayu@mail.ru