Аннотации:
Автор статьи рассматривает феномен конструирования русской национально-культурной идентичности в музыкальном искусстве на примере музыки С. С. Прокофьева к фильму С. М. Эйзенштейна «Иван Грозный» в работе над художественным образом Ивана Грозного. Под этим феноменом в художественном воплощении композитором образа Ивана Грозного и его времени понимаются особенности авторского музыкального материала в соотнесении с архетипическими основаниями русской музыкальной ментальности (знаменность, фольклоризм) при их корреляции с принципами русской музыкальной школы, с общеевропейскими традициями, с индивидуальным авторским стилем. Важнейшими задачами определяются выявление в художественном произведении семантико-ассоциативных связей с ведущими национальными идеями эпохи Грозного, а также анализ приемов воплощения этих идей в раскрытии образа царя и его времени. В статье обозначаются перспективы дальнейших исследований
художественных текстов музыкальных произведений, выявляющих специфический комплекс средств выразительности, композиторский инструментарий, позволяющий воплотить русскую национально-культурную идентичность в музыке. The author of the article deals with the phenomenon of implementation of Russian national identity
in musical art on the basis of Prokofiev’s music to the film “Ivan the Terrible”, directed by Eisenstein, within their mutual cooperation on creation of Ivan’s image. This phenomenon in the artistic embodiment of the image of Ivan the Terrible and his epoch by the composer is determined as peculiarities of the author’s musical material in their correlation with the archetypal basis of the Russian musical mentality (znamennost, folklorism) alongside with the principles of the Russian musical school, the European traditions and individual creative style. The most important tasks involve identifying the semantic-associative relationships with the leading national ideas of the epoch of Ivan the Terrible
in the work of art, as well as the analysis of the methods of implementing these ideas in creating the image of the tsar and his time. The article determines possible directions for the further research of the musical texts, which reveal the specific complex of artistic means, the composer’s aids aiming at implementation of Russian national identity in music.
Описание:
Самойлова Анна Валентиновна, музыковед, аспирант кафедры теологии, культуры и искусства, Южно-Уральский государственный университет (Челябинск, Россия). E-mail: SamoylovaAn@ya.ru
A. V. Samoylova, South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation,
SamoylovaAn@ya.ru