Аннотации:
Истоки Большого распева находятся в литургических и музыкальных традициях Византии. Уже в древнейших русских певческих рукописях XI–XII вв. встречаются песнопения, изложенные сложными комплексами знаков (знамен), предполагающими мелизматический тип соотношения текста и распева. Сложные записи песнопений второй половины XV в., изобилующие формульными «фитными» и «лицевыми» начертаниями, можно считать отражением нового, нарождающегося стиля Большого знаменного распева. Композиции отличаются масштабностью, сложностью и величественностью. Круг интонаций и композиционных приемов покоится на канонических представлениях человека Средневековья о прекрасном. Возникает модель «идеального пения», восходящего к «небесному архетипу». В стиле Большого распева созданы важнейшие песнопения к богослужению. Наиболее известны в науке масштабные циклы: «Стихиры крестные» Варлаама (Василия) Рогова, «Стихиры евангельские» Федора Крестьянина, «Ипакои воскресные» Ивана (Исайи) Лукошкова.