Аннотации:
В контексте проблем социальной идентичности личности рассматриваются особенности идентификации зрителей с персонажами культовых фильмов (на примере серии фильмов о Гарри Поттере). Выборку исследования составили 70 студентов вуза – 39 девушек и 31 юноша в возрасте от 18 до 23 лет, разделенные на 6 подгрупп по факту идентификации с определенным персонажем фильмов, имеющих в этой аудитории популярность выше среднего: с положительными персонажами Гермионой и Гарри Поттером (1 и 2-я подгруппы); с положительным персонажем профессором МакГонагалл и отрицательным персонажем профессором Амбридж (3 и 4-я подгруппы); с положительными и отрицательны-
ми влиятельными лидерами Дамблдором и Волан-де-Мортом соответственно (5 и 6-я под- группы). Установлена специфика структуры социально-ролевой идентичности в подгруппах зрителей, идентифицирующих себя с положительными и отрицательными персонажами. Выявление социально-ролевой идентичности в подгруппах зрителей, дифференцированных по идентификации с персонажами, позволяет обнаружить реальные персональные проблемы социально-ролевой идентичности, характерные для этих подгрупп зрителей. The article considers the features of identification with the characters of cult films in the context of the problems of social identity of the audience on the example of Harry Potter films. The study
sample consisted of 70 university students – 39 girls and 31 young men aged 18 to 23 years. The sample was divided into 6 subgroups according to the presence of identification with characters with popularity above average: 1st and 2nd subgroups-viewers identifying themselves with positive characters Hermione and Harry Potter; 3rd and 4th subgroups identifying themselves with teachers: with a positive character Professor MacGonagle and negative character Professor Umbridge; the 5th and
6th subgroup – identification with powerful leaders: positive character Dumbledore and negative character Volan de Mort. The specificity of the structure of social role identity in the subgroups of viewers identifying themselves with positive and negative characters is revealed. Identification of socialrole identity in subgroups of viewers, differentiated by identification with the characters, allows to detect real personal problems of social-role identity, characteristic of these subgroups of viewers.
Описание:
Коробова Светлана Юрьевна, научный сотрудник лаборатории «Психология и психофизиология стрессоустойчивости и креативности» НОЦ «Биомедицинские технологии», Южно-Уральский государственный университет (Челябинск), k.svetlana-1991@mail.ru
Грязева-Добшинская Вера Геннадьевна, доктор психологических наук, профессор, заведующая лабораторией «Психология и психофизиология стрессоустойчивости и креативности» НОЦ «Биомедицинские технологии», профессор кафедры «Психология развития и возрастное консультирование», Южно-Уральский государственный университет (Челябинск), griazevadobshinskaiavg@
susu.ru
Аскерова Алина Тельмановна, педагог-психолог, Лицей № 97 (Челябинск),
askerovaat21@gmail.com
S.Yu. Korobova1, k.svetlana-1991@mail.ru
V.G. Gryazeva-Dobshinskaya1, griazeva-dobshinskaiavg@susu.ru
A.T. Askerova2, askerovaat21@gmail.com
1 South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation
2 Lyceum № 97, Chelyabinsk, Russian Federation