Аннотации:
Исследуются вопросы ограничений трудовых прав граждан в случае введения чрезвычайного положения или наличия чрезвычайной ситуации. Установлено, что действующее законодательство различает правовые режимы, связанные с
введением чрезвычайного положения и его отсутствием, несмотря на наличие
чрезвычайной ситуации. Трудовая деятельность в чрезвычайных ситуациях носит
временный характер, как и сама чрезвычайная ситуация, а потому реализуется
посредством временных переводов работников на другую работу, а также привлечения граждан к сверхурочным работам и работам в выходные и нерабочие
праздничные дни. Сделан вывод о необходимости разграничения возможности
использования обязательного труда в случаях введения чрезвычайного положения
и при отсутствии такового. Также перечень чрезвычайных обстоятельств, указанный в ст. 72.2, 99, 113 ТК РФ, необходимо привести в соответствие с аналогичным перечнем, закрепленным в нормах международного права, Конституции РФ и федеральном законодательстве. В частности, из этого перечня нужно исключить несчастные случаи на производстве, возможность уничтожения или порчи имущества работодателя, государственного или муниципального имущества и другие случаи, не предусмотренные вышеуказанными нормативными правовыми актами. The issues of restrictions on the labor rights of citizens in the case of a state of emergency or emergency situation are being investigated. It is established that the current legislation distinguishes between legal regimes associated with the introduction of a state of emergency and its absence, despite the existence of an emergency situation. The labor activity in emergency situations is temporary, like the emergency itself, and is therefore realized through temporary transfers of workers to other jobs, as well as involving citizens in overtime work and work on weekends and non-working holidays. It was concluded that it is necessary to differentiate the possibility of using compulsory labor in cases of introduction of a state of emergency and in the absence of such a state of emergency. Also, the list of emergency circumstances specified in Articles 72.2, 99, 113 of the LC RF should be brought into line with a similar list, enshrined in the norms of international law, the Constitution of the Russian Federation and federal legislation. In particular, from this list it is necessary to exclude accidents at work, the possibility of destruction or damage to the property of the employer, state or municipal property and other cases not provided for by the above regulatory legal acts.
Описание:
Сагандыков Михаил Сергеевич – кандидат юридических наук, доцент кафедры трудового, социального права и правоведения, Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск. E-mail: mss_lawyer@mail.ru.
Michail Sergeevich Sagandykov – Candidate of Sciences (Law), Associate Professor of Labour, Social Law and Jurisprudence Department, South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation. E-mail: mss_lawyer@mail.ru.