Аннотации:
Согласно Конституции Российской Федерации местное самоуправление осуществляется гражданами различными способами прямого волеизъявления, среди которых, помимо референдума и выборов, следует особо выделить и рассмотреть отзыв выборных лиц местного самоуправления. Отзыв представляет собой санкцию муниципально-правовой ответственности, основанием которой является совершение депутатом или иным выборным лицом местного самоуправления какого-либо противоправного деяния, а содержанием – досрочное прекращение полномочий данного лица по инициативе населения. Таким образом, отзыв является не только формой народовластия, институтом, позволяющим гражданам проявить и реализовать собственный демократический потенциал, но и способом общественного контроля за деятельностью народных избранников. Актуальность данной темы обусловлена как рядом теоретических вопросов (целесообразности, правовой природы, конституционности) отзыва, так и наличием множества проблем, возникающих на этапе его реализации. Настоящая статья посвящена комплексу проблем, препятствующих реализации ответственности выборных лиц местного самоуправления перед избирателями. Основное внимание автор уделяет анализу причин фактического отсутствия отзыва на практике и поиску решений, способных превратить номинальный институт в реально действующий механизм прямой непосредственной демократии на наиболее приближенном к населению уровне –уровне местного самоуправления. В статье делается вывод о необходимости реформирования правового порядка проведения отзыва в целях дальнейшего совершенствования данного правового института. На основе анализа нормативных правовых актов делается заключение о необходимости совершенствования действующего законодательства в сфере регулирования оснований и процедуры отзыва. Автор приходит к выводу о необходимости выработки единого механизма привлечения к муниципально-правовой ответственности в виде отзыва путем четкого регулирования данного института на федеральном уровне с некоторыми особенностями, предусмотренными уставами муниципальных образований. According to the Constitution of the Russian Federation, local self-government is exercised
by citizens through various means of direct expression of will, among which, in
addition to a referendum and elections, special consideration should be given to the recall of elected representatives of local self-government. A recall is a sanction of municipal legal responsibility, the basis of which is the commission by a deputy or other elected person of local government of any wrongful act, and the content is the early termination of the person's authority on the initiative of the population. Thus, recall is not only a form of democracy, an institution that allows citizens to exercise and exercise their own democratic potential, but also a means of public control over the activities of people's representatives. The relevance of this topic is due to a number of theoretical issues (feasibility, legal nature, constitutionality) of the recall, and the presence of a multitude of problems arising at the stage of its implementation. This article is devoted to a complex of problems hampering the implementation of the responsibility of elected representatives of local self-government to voters. The author pays special attention to the analysis of the reasons for the actual absence of a recall in practice and the search for solutions that can turn a nominal institution into a really functioning mechanism of direct democracy at the level closest to the population – the level of local self-government. The article concludes that it is necessary to reform the legal procedure for conducting a withdrawal in order to further improve this legal institution. Based on the analysis of normative legal acts, a conclusion is made on the need to improve the current legislation in the field of regulation of grounds and the procedure for
revocation. The author comes to the conclusion that it is necessary to develop a unified
mechanism for attracting to municipal legal responsibility in the form of a withdrawal by
clear regulation of this institution at the federal level with certain features provided for by
the charters of municipalities.
Описание:
Митрохина Яна Андреевна – старший преподаватель кафедры гражданского и уголовного права и процесса, филиал Южно-Уральского государственного университета, г. Златоуст. E-mail: yan209@yandex.ru.
Mitrokhina Yana Andreevna – Senior Lecturer, Chair of Civil and Criminal Law and Process,
branch of South Ural State University, Zlatoust, Russian Federation. E-mail: yan209@yandex.ru.