Аннотации:
Цель: установить психолого-педагогические условия формирования спортивной
мотивации у юных волейболистов. Высокие результаты в спорте тесно связаны с мотивационной сферой человека. Мотивация является не только стержневой характеристикой личности спортсмена и ведет его к поставленной цели, но и оказывает влияние на
характер всех процессов, протекающих в организме в ходе деятельности. Недооценка
роли мотивационных факторов, учета динамики изменения мотивов спортивными педагогами, тренерами, спортсменами часто приводит к тому, что человек оказывается
неспособным проявить свои возможности в ходе спортивной деятельности. Организация и методы исследования. В исследовании принимали участие волейболисты
15–16 лет. Применение методов внушения и убеждения доводятся до сознания и понимания спортсменов, какими по направленности и эмоциональной окрашенности должны быть отношения к этим условиям (на уровне целей, мотивов, волевых усилий), при
которых достигается высокая результативность спортивной деятельности (действие
механизма «сверху вниз»). Результаты. Развитие спортивной мотивации следует осуществлять в направлении от внешне организованной, когда эти отношения возникают и
актуализируются преимущественно под влиянием социального окружения и обусловлены особенностями конкретной ситуации, к внутренне организованной, обусловленной преимущественно свойствами личности спортсмена: свойствами темперамента,
мотивами занятий спортом, волевыми качествами, способностями к субъективному самоконтролю и самоуправлению. Заключение. Установлено, что для управления формированием спортивной мотивации необходимо ежедневно в процессе внетренировочной, учебно-тренировочной и соревновательной деятельности создавать педагогические условия для возникновения, функционирования и стабилизации этих отношений
посредством психологических механизмов «снизу вверх» и «сверху вниз». Aim. To determine psychological and pedagogical conditions of forming the sport motivation
in young volleyball players. High sport performance closely is associated with personal
motivation sphere. Motivation is not only a core characteristics of the athlete which leads
him/her to the desired goal, but also influences the specifics of all processes in the human
body when an individual is engaged in some kind of activity. Teachers, coaches, and athletes
tend to underestimate the role of motivation factors and to ignore the dynamics of changes in
motives which results in impossibility to fulfill one’s potential in sporting activity. Research
organization and methods. The study involved 15-16-year-old volleyball players. The athletes
were aware of application of suggestion and persuasion methods and informed of the
necessary emotional attitude to the stated conditions (at the level of goals, motives, and conations)
which leads to high sport performance (the effect of the top-down mechanism).
Results. Sport motivation should be developed from external organization when the stated
attitude is formed and becomes actual mainly under the influence of the social environment,
and is associated with the specifics of the exact situation, to internal organization associated
with the personal features of an athlete: temperament, motives to go in for sports, and abilities
to perform subjective self-control. Conclusion. It has been established that the control of
forming the sport motivation in the process of extra-training, training and competitive activity
requires day-to-day creation of pedagogical conditions for formation, functioning, and stabilization
of the stated attitude by means of psychological mechanisms “bottom-up” and “top-down”.
Описание:
Кузьмин Евгений Борисович, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Набережночелнинский филиал Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма, г. Набережные Челны, yprof@yandex.ru.
Денисенко Юрий Прокофьевич, доктор биологических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и методики спортивных игр, Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов, г. Набережные Челны, yprof@yandex.ru.
Ахметов Айдар Мухаметлаисович, кандидат педагогических наук, декан факультета Физической культуры, Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов, г. Набережные Челны, yprof@yandex.ru.
Чухно Павел Васильевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики спортивных игр, Набережночелнинский филиал Поволжской государственной академии
физической культуры, спорта и туризма, г. Набережные Челны, yprof@yandex.ru.
Андрущишин Иосиф Францевич, доктор педагогических наук, профессор, заведующий
кафедрой теоретических основ физической культуры и спорта, Казахская академия спорта и туризма, г. Алматы, Казахстан, ifandru2@mail.ru. E.B. Kuzmin1, yprof@yandex.ru,
Yu.P. Denisenko2, yprof@yandex.ru,
A.L. Akhmetov2, yprof@yandex.ru,
P.V. Chukhno1, yprof@yandex.ru,
I.F. Andruschishin3, ifandru2@mail.ru
1Naberezhnye Chelny branch of Povolzhye State Academy of Physical Education,
Sport and Tourism, Naberezhnye Chelny, Russian Federation,
2 Naberezhnye Chelny Institute for Socio-Pedagogical Technologies and Resources,
Naberezhnye Chelny, Russian Federation,
3Kazakh Academy of sport and tourism, Almaty, Kazakhstan