Аннотации:
Цель. Коррекция психофизического состояния женщин-преподавателей с астеническим синдромом. Профилактика и своевременная коррекция астенического синдрома
у женщин преподавателей позволит сохранить психофизическое здоровье женщин-
преподавателей. Материал и методы. На первом этапе исследований изучалось со-
стояние психофизического здоровья 20 женщин-преподавателей. На втором этапе проведена коррекция психофизического состояния женщин-преподавателей с астеническим синдромом посредством разработанного комплекса спиральной гимнастики.
Для оценки психофизического состояния женщин-преподавателей применялись: анкетирование, тест на астенизацию нервной системы, проба Руфье-Диксона, биоимпе-
дансный анализ состава тела, методика САН. Результаты. Все обследованные имели
проявления астенического синдрома различной степени выраженности. 14 (70 %) женщин имели от 1 до 3 хронических заболеваний, обострения которых они связывали со
стрессовыми факторами профессиональной деятельности. После отпуска психофизическое здоровье преподавателей не улучшается. Проведенная коррекция позволила существенно улучшить показатели функционального состояния нервной системы, состава
тела и психоэмоционального состояния женщин-преподавателей с астеническим синдромом. Заключение. Разработанный авторами комплекс спиральной гимнастики является эффективным методом коррекции психофизического состояния женщин-преподавателей с астеническим синдромом. Он может быть рекомендован к использованию
преподавателями с целью профилактики и коррекции проявлений астении, общего
оздоровления организма и стимуляции механизмов адаптации к неблагоприятным факторам профессиональной деятельности. Aim. The aim of our research was to correct psychophysiological status in women with
asthenic syndrome. Prevention and early correction of asthenic syndrome contribute to health
maintenance in female teachers. Material and Methods. The first stage of our research was
dedicated to study of psychophysical health in 20 female teachers. The second stage involved
correction of psychophysical status in female teachers with asthenic syndrome using the designed
spiral gymnastics complex. Psychophysical status in female teachers was assessed
by the following means: survey, nervous system asthenization test, Ruffier functional test,
bioimpedance analysis, and WAM method (well-being, activity, mood). Results. All examined
women had signs of asthenic syndrome of different severity. 14 women (70%) had 1 to 3 chronic
diseases and believed that acute exacerbations were associated with stress factors of their
professional activity. However, vacation did not improve the psychophysical health in teachers.
The performed correction resulted in significant enhancement of the nervous system functional
status, body composition, and psycho-emotional status in female teachers with asthenic
syndrome. Conclusion. Spiral gymnastics complex developed by the authors is effective in
correcting psychophysical status in female teachers with asthenic syndrome. It may be recommended
for using by teachers to prevent and correct signs of asthenia, to provide overall
health promotion, and to stimulate the mechanisms of adaptation to unfavorable factors
of professional activity.
Описание:
Кутишенко Анна Валерьевна, кандидат биологических наук, доцент кафедры спортивного
совершенствования, Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, avkutishenko
@yandex.ru.
Рогачева Мария Рафиковна, студентка кафедры спортивной медицины и физической
реабилитации, Уральский государственный университет физической культуры, г. Челябинск,
avkutishenko@yandex.ru. A.V. Kutishenko1, avkutishenko@yandex.ru,
M.R. Rogachyova2, avkutishenko@yandex.ru
1South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation,
2Ural State University of Physical Culture, Russian Federation