Аннотации:
Цель. В статье, базируясь на ключевых методологических положениях системного,
экопсихологического, компетентностного и метапредметного подходов, авторы обосновывают концепцию здоровьеформирующего образовательного пространства современной общеобразовательной школы, ядром которого может рассматриваться система
спортизированного физического воспитания учащихся, а также экспериментальным
путем обосновывают эффективность практической реализации положений данной концепции. Организация и методы. Основными методами исследования можно обозначить анализ и синтез, метод педагогического моделирования, преобразующий педагогический эксперимент, опрос и тестирование. Экспериментальная работа по выявлению
эффективности реализации модели здоровьеформирующего пространства проводилась в МАОУ СОШ № 45, 118 г. Челябинска, № 1, 11 г. Коркино Челябинской области.
Результаты. Расширен понятийный аппарат метапредметной и компетентностной теоретических концепций образования за счет обоснования понимания ключевых мета-
предметных здоровьеформирующих компетенций. Разработаны интегративные критерии оценки здоровья и сформированности метапредметных здоровьеформирующих
компетенций учащихся, которые могут быть использованы в практике образования.
Систематизированные и обоснованные векторы взаимодействий субъектов образования в процессе здoрoвьефoрмирующей деятельности дают ориентиры реализации педагогического взаимодействия с учащимися и родителями. Заключение. Структура здоровьеформирующего образовательного пространства школы представлена физическим
и антропо-социогенным подпространствами, которые благодаря системоообразующему
(спортизация физического воспитания) и системообусловливающему (межпредметная
интеграция дисциплин) хронотопам, актуализирующим временные и пространственные
отношения, взаимопроникают, формируя подпространство гуманно-личностного взаимодействия, наполненное здоровьеформирующими ценностями, традициями и технологиями. Условиями реализации технологии спортизированного физического воспитания являются: во-первых, модульное структурирование учебного материала третьего
урока физической культуры по видам спорта; во-вторых, дифференциация физической
нагрузки с обязательным учетом личностно-психических и физиологических особенностей учащихся на занятиях для формирования мотивации, обеспечения целеполагания
и тренирующего эффекта; в-третьих, консолидация урочной и внеурочной форм организации занятий, выражающаяся в преемственности принципов, содержания и форм
спортизации; в-четвертых, расширение форм внеурочной секционной работы, повышение ее эффективности посредством объединения школ в межшкольный спортивный клуб. Aim. In the paper, based on key methodological principles of system, eco-psychological,
competence and meta-subject approaches, the authors justify the conception of healthforming
educational space of modern comprehensive school the core of which may be the
system of sportized physical education. The paper also provides an experimental justification
of effectiveness of implementation of the stated concept. Organization and Methods.
The main methods of research are analysis and synthesis, educational modelling, transforming
educational experiment, survey, and testing. The experimental work aimed to reveal the effectiveness
of the implemented model of health-forming space was conducted at the premises of
schools № 45 and № 118 of Chelyabinsk, and schools № 1 and № 11 of Korkino (Chelyabinsk
region). Results. The paper gives the extended conceptual construct of metasubject and
competence theoretical competences due to justified understanding of key health-forming
competences. The paper presents designed integrative criteria of assessment of health and levels
of metasubject and health-forming competences in students which may be used in the
educational practice. Systemized and justified direction of relationships of education human
subjects within health-forming activity guides the implementation of educational interaction
with students and their parents. Conclusion. The structure of health-forming educational
space in school is presented with physical and anthropo-sociogenic subspaces which due to
system-forming (sportization of physical education) and system-conditioning (intersubject
integration) chronotopes actualizing temporal and spatial relations interact and form the subspace
of humane-personal interaction saturated with health-forming values, traditions and
techniques. The conditions required for implementation of sportized physical education technology
are: first, module-based structure of educational material for PE lesson based on kinds
of sports; second, differentiation of the physical load considering individual mental and physiological
peculiarities of students at lessons for better motivation, goal-setting and training
effect; third, consolidation of in-lesson and out-lesson activity organization which means the
consistency of principles, content, and forms of sportization; fourth, extended forms of extracurricular
work and its increased effectiveness due to uniting several schools in one interschool
sports club.
Описание:
Лубышева Людмила Ивановна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры философии и социологии, Российский государственный университет физической культуры,
спорта, молодежи и туризма, г. Москва; профессор кафедры спортивного совершенствования,
Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, fizkult@teoriya.ru.
Черепов Евгений Александрович, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой физического воспитания и здоровья, Южно-Уральский государственный университет,
г. Челябинск, cherepov.e@mail.ru. L.I. Lubysheva1,2, fizkult@teoriya.ru,
E.A. Cherepov2, cherepov.e@mail.ru
1Russian State University of Physical Culture, Sport, Youth and Tourism, Moscow, Russian Federation,
2South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation