Аннотации:
Aim. The research was conducted with the primary aim of determining the antropometric
characteristics as well as motor and functional abilities of three groups of examinees over a twoyear period of organized physical activity engagement. The secondary aims were to examine each group's nutritional status and their connection to the results achieved in the functional ability evaluation. Material and methods. In the total sample which consisted of 147 pupils, one group was engaged in martial arts (karate, wrestling, taekwondo and kick-boxing), the second group in team sports played with a ball (football, handball and basketball), while the third group was physically active only on Physical Education classes. Ten variables were used for the needs of the research, while to process the data, the Student's t-test for dependable samples, the discriminant analysis and the correlation analysis were used. Results. For all the three measurements, the results show the superiority of examinees – athletes compared to non-athletes. Engaging in team sports played with a ball at the age of 11 to 13 has a more positive influence on the analysed variables of the anthropological status than for peers who are non-athletes, but the same
was not shown for athletes engaging in martial arts (p < 0.05). The highest values of nutritional status were measured in non-athletic pupils, while lower values of the body mass index condition the better results of the six-minute run test (p < 0.01). Conclusion. The obtained data lead to the conclusion that only regular Physical Education classes held two school hours a week cannot secure a long-term significant influence on the development of children and adolescents' kinanthropological characteristics, but it is necessary to encourage children to take part in extracurricular sport activities. Some of the reasons due to which the differences in improvements acquired by the two groups of athletes compared to the group of non-athletes were not significantly higher
can be explained by inadequate work conditions and the children's lack of interest for a specific sport activity, as well as by the choice of the coaching staff. Цель. Основная цель данного исследования заключалась в определении антропометрических характеристик, а также двигательных и функциональных возможностей среди
трех групп испытуемых, наблюдаемых в течение двух лет в рамках организованных занятий по физической культуре. Второстепенная цель исследования состояла в изучении пищевого статуса каждой группы и его взаимосвязи с результатами оценки функциональных возможностей. Материалы и методы. Из общей выборки, состоявшей из 147 учеников, было выделено три группы: первая группа включала представителей боевых искусств (карате, рестлинг, тхэквондо, кикбоксинг), во вторую группу вошли представители командных видов спорта с мячом (футбол, гандбол, баскетбол), третья группа состояла из учеников, занимающихся спортом только в рамках занятий физической культурой. Исследование проводилось на основе 10 показателей. Для обработки полученных данных были использованы t-критерий Стьюдента, дискриминантный и корреляционный анализ.
Результаты. На всех трех этапах результаты продемонстрировали превосходство испытуемых, занимающихся спортом на регулярной основе. Занятия командными видами спорта с мячом в возрасте от 11 до 13 лет оказывают более благоприятное влияние на анализируемые показатели антропологического статуса, чем простые занятия физической культурой, при этом результаты, полученные для представителей боевых искусств, выявили статистически значимые отличия (p < 0,05). Наибольшие значения оценки пищевого статуса были получены для учеников, не занимающихся спортом на регулярной основе, при этом чем ниже индекс массы тела, тем лучше результаты шестиминутного бега (p < 0,01).
Заключение. Полученные данные позволяют прийти к выводу, что регулярные занятия физической культурой по два академических часа в неделю не обеспечивают долгосрочного значительного воздействия на развитие антропологических характеристик, поэтому необходимо поощрять детей к дополнительным занятиям спортом. Различия в улучшении показателей между двумя группами спортсменов и группой учеников, не занимающихся спортом, могут объясняться неподходящими рабочими условиями, низкой заинтересованностью детей в определенных видах физической активности и выбором тренерского состава.
Описание:
Бенасси Лорис, магистр кинезиологии, ассистент факультета образовательных наук, Университет Пулы им. Юрая Добрилы. Ул. И.М. Роньгова, 1, 52100, Пула, Хорватия. E-mail: lbenassi@unipu.hr, ORCID: 0000-0002-3235-1791.
Блажевич Ива, доктор кинезиологии, доцент факультета образовательных наук, Университет Пулы им. Юрая Добрилы. Ул. И.М. Роньгова, 1, 52100, Пула, Хорватия. E-mail: iblazevic@unipu.hr, ORCID: 0000-0002-4437-2792.
Трайковски Биляна, доктор кинезиологии, старший преподаватель кафедры методик преподавания предметов из области естественных и гуманитарных наук, педагогический факультет, Университет Риеки. Ул. Свеучилишна, 6, 51000, Риека, Хорватия, E-mail: biljana.trajkovski@ufri.uniri.hr, ORCID: 0000-0002-0003-6746.
L. Benassi1, lbenassi@unipu.hr, ORCID: 0000-0002-3235-1791,
I. Blažević1, iblazevic@unipu.hr, ORCID: 0000-0002-4437-2792,
B. Trajkovski2, biljana.trajkovski@ufri.uniri.hr, ORCID: 0000-0002-0003-6746
1Juraj Dobrila University of Pula, Pula, Croatia,
2University of Rijeka, Rijeka, Croatia