Аннотации:
Цель исследования. Определить у учащихся 11–16 лет с различными типами вегетативной регуляции (ТВР) сердечно-сосудистой системы (ССС) особенности их психофизиологической адаптации к учебным и физическим нагрузкам при занятиях физической культурой в условиях образовательного учреждения. Организация и методы исследования. Проведено обследование в школе № 90 г. Тольятти учащихся 5–7 классов (25 мальчиков), 8–10 классов (27 юношей), которые составили основную экспериментальную группу (ОГ). Теми же методами в школе № 5 г. Тольятти были обследованы школьники того же пола, возраста и численности, включенные в экспериментальную группу сравнения (ГС). Использовали метод диагностики вариабельности ритма сердца с помощью автоматизированной регистрации и анализа аппаратно-программным комплексом (АПК)
«Варикард 2.51». Для диагностики памяти, внимания учащихся применяли компьютерную модификацию регистрации психофизиологических показателей, основанную на распознавании учеником заданных знаков-стимулов среди безразличных знаков (метод Крепелина, корректурный тест). Метод регистрации времени (с) простой сенсомоторной реакции (ВПСМР) на цветовые и геометрические стимулы использовали для определения скоростей когнитивных процессов и переработки информации. Результаты. Установлена корреляционная связь ТВР ССС и психофизиологических когнитивных показателей, определена их динамика под влиянием типологически ориентированной физической нагрузки,
показано ее корректирующее и развивающее влияние на психофизические возможности учащихся. Результаты углубляют понимание интегративных механизмов психофизиологической адаптации мальчиков в критические периоды онтогенеза (препубертат, пубертат), расширяют применение типирования регуляторных систем для оптимизации физического воспитания школьников на этапах основного общего и среднего общего образования.
Заключение. Совокупность полученных данных свидетельствует о повышении
физических и психофизиологических адаптационных возможностей школьников под влиянием физкультурных занятий, которые подобраны c учетом типов нейровегетативной регуляции учащихся.Aim. The aim of this article is to identify the peculiarities of psychophysiological adaptation
to educational and physical loads during physical education classes in pupils aged 11–16 years
having different types of vegetative regulation of the cardio-vascular system. Materials and Methods.
We examined the pupils of 5–7 grades (25 male pupils) and 8–10 grades (27 male pupils)
studying at school № 90 located in Togliatti, who formed the experimental group. Using the same
methods, we also examined the same number of male pupils of the same age studying at school
№5 located in Togliatti to form the control group. We used heart rate variability diagnostics performed
with the help of Varycard 2.51 computer appliance. For the diagnostics of memory and
attention of pupils we used a computer modifying of psychophysiological indexes registration based on recognition of determined stimulus signs among neutral signs (Kreplin’s method, Correction test). To evaluate cognitive functions and information processing speed we used the method of time registration (in seconds) of simple sensorimotor reaction to color and geometrical stimuli. Results. We established a correlation between TAR and psychophysiological cognitive characteristics, determined their dynamics under the influence of typologically oriented physical stress, and revealed its correction and advancing effects on psychophysical abilities of pupils.
The results obtained improve the understanding of integrative mechanisms of psychophysiological adaptation in boys within critical ontogeny periods (prepubertal, pubertal stages) and extend application of physiological “typing” of the regulative systems to optimize physical education of pupils in secondary and high school. Conclusion. The data obtained show the improvement of physical and psychophysical adaptive capacities of pupils under the influence of physical education classes based on their Types of Autonomic Regulation (AR) of the Cardiovascular System (CVS).
Описание:
Горелик Виктор Владимирович, кандидат биологических наук, доцент кафедры адаптивной физической культуры, спорта и туризма, Тольяттинский государственный университет. 445020, Самарская область, г. Тольятти, ул. Белорусская, д. 14. E-mail: lecgoy@list.ru, ОRCID: 0000-0001-8767-5200.
Беляев Василий Степанович, доктор биологических наук, профессор кафедры теории и методики спортивных дисциплин, Московский городской педагогический университет, Педагогический институт физической культуры и спорта. 117303, г. Москва, Балаклавский проспект, д. 32, корпус 4. E-mail: BelyaevVS@mgpu.ru, ОRCID: 0000-0002-8543-3539.
Филиппова Светлана Николаевна, доктор биологических наук, профессор кафедры адаптивной физической культуры и медико-биологических дисциплин, Московский городской педагогический университет, Педагогический институт физической культуры и спорта. 117303, г. Москва, Балаклавский проспект, д. 32, корпус 4. E-mail: svetjar@mail.ru, ОRCID: 0000-0003-3626-6372.
Чумаков Борис Николаевич, доктор медицинских наук, профессор кафедры адаптивной физической культуры и медико-биологических дисциплин, Московский городской педагогический университет Педагогический институт физической культуры и спорта. 117303, г. Москва, Балаклавский проспект, д. 32, корпус 4. E-mail: otarimelkadze@yandex.ru, ОRCID: 0000-0002-9071-8643.
V.V. Gorelik1, lecgoy@list.ru, ОRCID:0000-0001-8767-5200,
V.S. Belyaev2, BelyaevVS@mgpu.ru, ОRCID: 0000-0002-8543-3539,
S.N. Filippova2, svetjar@mail.ru, ОRCID: 0000-0003-3626-6372,
B.N. Chumakov2, otarimelkadze@yandex.ru, ОRCID: 0000-0002-9071-8643
1Togliatti State University, Togliatti, Russian Federation,
2Moscow City Pedagogical University, Moscow, Russian Federation