Аннотации:
Анализ технологических особенностей внутреннего шлифовании показал, что в автомобильной и станкостроительной отраслях большинство операций внутреннего шлифования связаны с обработкой прерывистых поверхностей, включая шлицевые и шпоночные отверстия, а также внутренние поверхности, имеющие различные пазы, канавки и отверстия. Шлифование таких отверстий вызывает наибольшие затруднения в связи с высокой нестабильностью процесса, повышенными колебаниями силы резания и упругих деформаций технологической системы, что приводит к снижению точности обработки. С целью учета специфики внутреннего шлифования прерывистых поверхностей при проектировании оптимальных циклов шлифования предложены модели процесса съема металла и расчета погрешностей обработки, позволяющие рассчитывать изменения текущих значений силы резания, фактически снятого припуска, радиусов обрабатываемого отверстия и др. параметров. Разработанная модель съема металла процесса внутреннего шлифования позволяет учитывать переменные условия обработки партии деталей (исходное радиальное биение заготовки, разброс припуска на обработку, затупление зерен шлифовального круга и др.). На основе модели съема металла разработана методика проектирования оптимальных циклов в многомерном пространстве управляющих параметров и технологических ограничений целевой функции.