Аннотации:
Цель. Оценить изменения показателей адаптационных возможностей организма детейс синдромом Дауна в процессе занятий физической подготовкой на спортивно-оздоровительном этапе тренировки. Материалы и методы. Обследовано 40 человек с диагнозом синдром Дауна, 26 мальчиков и 14 девочек. Средний возраст 8 ± 3,1 года. Проведены: анализ медицинской документации и жалоб, пульсоксиметрия, спирометрия, пикфлоуметрия, тест для скрининга обструкционного синдрома легких, проба Штанге, измерение частоты сердечных сокращений и уровня артериального давления, проба Руффье, проба Ромберга,пальценосовая проба, ортостатическая проба. Результаты. Исходный скрининг адаптационных возможностей позволил установить наличие дизадаптационных сдвигов в работе сердечно-сосудистой и вегетативной систем. Анализ показателей динамического скрининга выявил статистически достоверное улучшение данных, полученных в результате вторичного мониторинга, определяющих результат процесса приспособления к физической
нагрузке. Отмечена статистически достоверная тенденция совершенствования адаптационных процессов и повышение функциональных возможностей организма в процессе занятий. Предикторами дизадаптационных изменений у детей с синдромом Дауна являются: снижение уровня сатурации кислорода, посредственное выполнение пальценосовой пробы, удовлетворительное выполнение пробы Ромберга первой степени сложности, неадекватная реакция на ортостатическую пробу, наличие «белого» дермографизма. Заключение. Дана комплексная оценка адаптационных возможностей организма детей с синдромом
Дауна как во время одной тренировки (срочный эффект), так и по завершении экспериментального периода (5 месяцев) – отсроченный эффект. Отмечено положительное влияние физической нагрузки на уровень адаптации. Эксплицированы предикторы дизадаптационных изменений. Physical Education Academy, Volgograd, Russian Federation Aim. The article deals with the assessment of changes in the indicators of adaptive abilities in children with Down syndrome during their preparation for adaptive sports. Materials and methods. 40 children with Down syndrome aged 8 ± 3.1 participated in the study (26 boys and 14 girls). We performed the following tests: the analysis of complaints and medical records, pulse oximetry, spirometry, peak flowmetry, obstructive pulmonary disease test, Stange’s test, heart rate and blood pressure measurement, Ruffier test, Romberg’s test, finger-nose test, orthostatic test. Results. The initial screening of adaptive abilities allowed us to establish dysadaptation
shifts in the performance of the cardiovascular and vegetative systems. Dynamic screening revealed the statistically significant improvement of the data obtained in the second screening,which describe adaptation to physical load. We also registered the statistically significant improvement of adaptation processes and increase of functional abilities during trainings. We estab lished the following predictors of dysadaptation changes in children with Down syndrome: the decreased level of oxygen saturation, unsatisfactory results of the finger-nose test, satisfactory results of Romberg’s test (1st level of complexity), inadequate reaction to orthostatic test, white dermographism. Conclusions. We proposed the complex assessment of adaptive abilities in children with Down syndrome both during one training (immediate effect) and after the experimental period (5 months, delayed effect). We registered that physical load influences positively
the adaptation level. We described the predictors of dysadaptation changes.
Описание:
Фомина Наталия Александровна, доктор педагогических наук, профессор, профессор ка федры теории и методики физического воспитания, проректор по научно-исследовательской ра боте, Волгоградская государственная академия физической культуры. 400005, г. Волгоград, про спект им. В.И. Ленина, 78. E-mail: fona@yandex.ru, ORCID: 0000-0001-6587-6677.
Федотова Ирина Викторовна, кандидат медицинских наук, доцент кафедры спортивной медицины, старший научный сотрудник межкафедральной научно-исследовательской лаборатории, Волгоградская государственная академия физической культуры. 400005, г. Волгоград, проспект им. В.И. Ленина, 78. E-mail: calin.fedotova@mail.ru, ORCID: 0000-0002-4713-7528.
Максимова Светлана Юрьевна, доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и методики физического воспитания, ведущий научный сотрудник межкафедральной научно-исследовательской лаборатории, Волгоградская государственная академия физической культуры. 400005, г. Волгоград, проспект им. В.И. Ленина, 78. E-mail: mal-msy@rambler.ru,
ORCID: 0000-0002-5469-746X.
Таможникова Ирина Сергеевна, кандидат медицинских наук, старший преподаватель кафедры спортивной медицины, научный сотрудник межкафедральной научно-исследовательской лаборатории, Волгоградская государственная академия физической культуры. 400005, г. Волгоград, проспект им. В.И. Ленина, 78. E-mail: d2264@mail.ru, ORCID: 0000-0001-7178-909
N.A. Fomina, fona@yandex.ru, ORCID: 0000-0001-6587-6677,
I.V. Fedotova, calin.fedotova@mail.ru, ORCID: 0000-0002-4713-7528,
S.Y. Maximova, mal-msy@rambler.ru, ORCID: 0000-0002-5469-746X,
I.S. Tamozhnikova, d2264@mail.ru, ORCID: 0000-0001-7178-9094
Volgograd State Physical Education Academy, Volgograd, Russian Federation