Аннотации:
Цель работы. Выявить психологические особенности внедрения трансдисциплинарного подхода к организации учебно-тренировочного процесса. Организация и методы исследования. В эмпирическом исследовании приняли участие 120 человек в возрасте от 18 до 22 лет. Для исследования психологических особенностей «ядра» трансдисциплинарности использовался многомерный опросник самореализации С.И. Кудинова; субъективная значимость трансдисциплинарных методов организации учебно-тренировочного процесса изучалась с помощью модифицированной анкеты Е.А. Лебедевой. Результаты и обсуждение. Установлено, что в общей выборке испытуемых наблюдается тенденция к полярности показателей самореализации. В соответствии с психологическими особенностями самореализации личности мы реализовали метод многомерных матриц, включающий сбор элементов учебно-тренировочной задачи по самостоятельно выбранным параметрам в соответствии с уровнем самореализации, но при обязательном «присутствии» материала учебных дисциплин, включенных в поле трансдисциплинарности. Используя критерий φ* Фишера, мы выявили различия в субъективной значимости трансдисциплинарных методов в группах испытуемых с различным уровнем самореализации до и после
внедрения метода многомерных матриц. Заключение. Введение метода многомерных матриц как формы трансдисциплинарного подхода обеспечивает особую значимость самореализации личности спортсмена, наполняет новым смыслом учебно-тренировочный процесс. Aim. The article deals with establishing psychological features of transdisciplinary approach to the training process. Materials and methods. 120 persons aged 18–22 participated in the empirical study. To study psychological features of transdisciplinary ‘core’, we used Kudinov’s multidimensional questionnaire on personality’s self-realization. We also studied the subjective
significance of transdisciplinary methods for the training process using a modified questionnaire developed by Lebedeva E.A. Results. We established that there is a tendency to the polarity of self-realization indicators in the general sample. In compliance with psychological features of personality’s self-realization, we introduced the method of multidimensional matrices including the collection of the elements of the training task using self-chosen parameters, which depend on self-realization. The presence of disciplines from the transdisciplinary field is a mandatory requirement. Using Fisher’s criterion, we revealed differences in the subjective significance of transdisciplinary methods in groups with a various level of self-realization before and after the application of multidimensional matrices. Conclusion. The method of multidimensional matrices
as a transdisciplinary approach provides special significance to athlete’s self-realization and enhances the training process.
Описание:
Жабаков Владислав Ермекбаевич, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и методики физической культуры и спорта, Высшая школа физической культуры и спорта, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет. 454080, г. Челябинск, проспект Ленина, 69. E-mail: gabakovvu@yandex.ru, ORCID: 0000-0003-0897-1840.
Жабакова Татьяна Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет. 454080, г. Челябинск, проспект Ленина, 69. E-mail: zhabakova@inbox.ru, ORCID: 0000-0001-9947-5505.
Макаренко Виктор Григорьевич, профессор кафедры теории и методики физической культуры и спорта, доктор педагогических наук, доцент, Высшая школа физической культуры и спорта, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет. 454080, г. Челябинск, проспект Ленина, 69. E-mail: makarenkovg@cspu.ru, ORCID: 0000-0001-5651-4543.
Коняхина Галина Петровна, доцент кафедры теории и методики физической культуры и спорта, Высшая школа физической культуры и спорта, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет. 454080, г. Челябинск, проспект Ленина, 69. E-mail: konyahinagp@cspu.ru, ORCID: 0000-0003-0132-3568.
V.E. Zhabakov, gabakovvu@yandex.ru, ORCID: 0000-0003-0897-1840,
T.V. Zhabakova, zhabakova@inbox.ru, ORCID: 0000-0001-9947-5505,
V.G. Makarenko, makarenkovg@cspu.ru, ORCID: 0000-0001-5651-4543,
G.P. Konyahina, konyahinagp@cspu.ru, ORCID: 0000-0003-0132-3568
South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russian Federation