Аннотации:
Статья посвящена анализу концепта судьба в казахской и арабской лингвокультурах. В ходе анализа были представлены синонимичные ряды, выявлены семантические поля семемы судьба. Использованные для исследования паремии и фразеологизмы двух языков позволили выявить общее и различное в восприятии и реализации данного концепта в сопоставляемых языках.
Тюрки и арабы, как и все народы, свои накопленные знания о мире, архаические формы этнокультурных информаций, т. е. картину мира, представления и понятия о мире изображали, моделировали, хранили и передавали через устойчивые образные обороты. Через концепт судьба можно увидеть исторические этапы развития национального менталитета, начиная с представлений тюркского и арабского лингвокультурного сообщества о картине мира и берущих свое начало с древних пластов национального сознания. Концепт судьба является национально-языковой моделью познания мира и национальным духовно-культурным источником глубоких философских воззрений тюрков и арабов о реальной действительности. The article is devoted to the analysis of the concept of fate in the Kazakh and Arab linguistic cultures. During the analysis, synonymic series are presented, semantic fields of the notion of fate are revealed. Paroemias and phraseological units of the two languages used in the research allowed identifying commonness and variation in comprehension and manifestation of this concept in the compared languages. In this article, set expressions that mirror the uniqueness of ethnic worldviews and world- knowledge are considered.
Turks and Arabs, like all nations, depicted, modeled, stored and transmitted their accumulated knowledge of the world, archaic forms of ethnocultural information, i.e. a worldview, ideas and concepts of the world, using idioms. In the concept of fate, one can see the historical stages of the development of the national mentality, starting from the worldview perceptions by the Turkic and Arabic linguocultural communities, which originate from the ancient layers of the national consciousness. The concept of fate is a national language model of world cognition and a national spiritual and cultural source of profound philosophical views of the Turks and Arabs on reality.
Описание:
Исабекова Улдар Келдибековна, кандидат филологических наук, докторант, отдел урало-алтайских языков, Институт языкознания РАН (Москва), isabekovauldar@mail.ru
Гаджиева Анар Ахметбековна, кандидат филологических наук, старший преподаватель, кафедра тюркской филологии, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Институт стран Азии и Африки (Москва), nuanar@yandex.ru
Uldar K. Isabekova, Candidate in Philology, Institute of Linguistics of the Academy of Sciences of the Russian Federation, Department of Ural-Altaic Languages (Moscow), isabekovauldar@mail.ru
Anar A. Gadzhieva, Candidate in Philology, Institute of Asian and African Studies of Moscow State University named after M.V. Lomonosov, Department of Turkic philology (Moscow), nuanar@yandex.ru