Аннотации:
процесса
формирования профессиональной устойчивости студентов бакалавриата вузов на примере
обучения бакалавров двух профилей педагогического образования - технология и физическая культура. Рассмотрены обобщенные признаки и структурные компоненты профессиональной
устойчивости, аспекты ее проявления в профессиональной деятельности.
Исследование проблемы проводилось в рамках авторской рефлексивно-деятельностной концепции, основанной на требованиях системного, деятельностного и оптимизационного
подходов. Основными методами исследования явились методы анализа, эксперимента, анкетирования и экспертной оценки. Согласно концепции, профессиональная устойчивость
рассматривается как качество личности, включающее во взаимосвязи компоненты: профессиональную направленность, профессиональную рефлексию (самосознание) и готовность
к творческому решению профессиональных задач. В статье приведены уточненные
признаки понятия «профессиональная устойчивость», представлен основной результат
исследования авторов - рефлексивно-функциональная модель формирования профессиональной
устойчивости бакалавров каждого профиля подготовки, раскрыты положения методики формирования профессиональной устойчивости с учетом особенностей деятельности
студентов вуза и требований ФГОС ВО.
Доказано, что формирование профессиональной устойчивости бакалавра любого профиля
подготовки в вузе имеет общую структуру и определяется требованиями, предъявляемыми
к профессиональным компетенциям и общим профессионально значимым качествам
личности. Полученные результаты подтверждают вывод о том, что структура, признаки,
методический аппарат процесса формирования профессиональной устойчивости бакалавров имеют общие признаки независимо от направления и профиля подготовки студентов. Экспериментально подтверждено, что организация процесса подготовки бакалавров
в рамках рефлексивно-деятельностной модели обеспечивает выполнение требований
ФГОС ВО и способствует формированию и развитию профессиональных компетенций.
Полученные результаты уточняют и углубляют понимание роли и особенностей формирования
у бакалавров вузов профессиональной устойчивости. Разработанная рефлексивно-
функциональная модель формирования профессиональной устойчивости представляет
собой значительный вклад в решение проблем высшего образования студентов в аспекте
их подготовки к конкурентной профессиональной деятельности. The article is an attempt to present the results of theoretical and experimental research into the process of formation of professional sustainability of undergraduate students of higher education
institutions on the example of teaching bachelors of two pedagogical education profiles - technology and physical culture. The article deals with generalized features and structural components
of professional sustainability, aspects of its manifestation in professional activity. The research of the problem was carried out within the framework of the author's reflexive- activity concept based on the requirements of system, activity and optimization approaches. The main methods of research were methods of analysis, experiment, survey and expert evaluation.
According to the concept, professional sustainability is considered as a quality of a person, which includes the interrelated components: professional orientation, professional reflection (self-consciousness) and readiness for creative solution of professional tasks.
The article presents the refined features of the concept of “professional sustainability”. It discloses
the main result of the authors ’ study - the reflexive-functional model of the formation of the professional sustainability of bachelors, discloses the provisions of the methodology for the formation of professional sustainability, taking into account the peculiarities of university students and the requirements of the education standards.
It has been proved that the formation of professional sustainability of a Bachelor student at a higher educational institution has a general structure and is determined by the requirements of professional competencies and general professionally significant personal qualities. The obtained results confirm that the structure, characteristics, methodological apparatus of the process of formation
of the professional sustainability of bachelors have common characteristics regardless of the direction and profile of the preparation of students. It was experimentally confirmed that the organization of the process of preparing bachelors in the framework of the reflexive- activity model ensures the fulfillment of the requirements of the Federal State Educational Standards of Higher Education and contributes to the formation and development of professional
competencies.
The developed reflexive-functional model of formation of professional sustainability is a significant contribution to the solution of problems of higher education of students in the aspect of their preparation for competitive professional activity.
Описание:
Беликов Владимир Александрович, профессор, доктор педагогических наук, профессор кафедры социально-педагогического образования, Южно-Уральский государственный гуманитарно-
педагогический университет, г. Челябинск, belickov.vladimir54@mail.ru.
Андронов Олег Владимирович, старший преподаватель, доктор философии, кафедра физического воспитания, Оренбургский государственный университет, г. Оренбург, orenswim. oleg77@mail.ru.
Малютина Марина Васильевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического
воспитания, Оренбургский государственный университет, г. Оренбург, mari088@mail.ru.
Романов Петр Юрьевич, доктор педагогических наук, профессор кафедры прикладной математики
и информатики, Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова,
г. Магнитогорск, romanov-magu@mail.ru.
Сибаева Гульсасак Мубараковна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики
и психологии, Башкирский государственный университет, Сибайский институт (филиал), г. Сибай, sibaeva_gm@mail.ru. V.A. Belikov1, belickov.vladimir54@mail.ru,
O. V. Andronov2, orenswim.oleg77@mail.ru,
M.V. Malyutina2, mari088@mail.ru,
P. Yu. Romanov3, romanov-magu@mail.ru,
G.M. Sibaeva4, sibaeva_gm@mail.ru
1South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russian Federation, 2Orenburg State University, Orenburg, Russian Federation,
3Magnitogorsk State Technical University, Magnitogorsk, Russian Federation,
4Bashkir State University, Sibay Institute (branch), Sibay, Russian Federation