Аннотации:
В статье рассматривается актуальная проблема подготовки студентов уровня магистратуры
к профессиональной коммуникации. На основе теоретического анализа трудовых функций программистов, указанных в профессиональном стандарте, анализа компетенций,
выделенных во ФГОС ВО 3+, авторами выделено «западающее» качество - готовность
к профессиональной коммуникации, вследствие чего требуется поиск продуктивных
мер, способствующих развитию данного вида готовности.
Целью исследования, представленного в статье, является конструирование модели формирования готовности будущих магистров программной инженерии к профессиональной
коммуникации. Сообразно цели решены следующие задачи: 1) разработан и апробирован
алгоритм конструирования модели; 2) с помощью анализа документов обоснована
актуальность исследуемой проблемы; 3) в результате анализа научных источников уточнено определение готовности будущих магистров программной инженерии к профессиональной
коммуникации и определен перечень необходимых знаний, умений и навыков;
4) с использованием метода моделирования сконструирована структурная модель образовательного процесса и дано содержательное наполнение ее компонентов. Для решения
поставленных задач мы опирались на методологию системного, компетентностно- го и интегративного подходов, а также использовали методы анализа документов, теоретического
анализа и синтеза, наблюдения, анализа продуктов учебной деятельности и моделирования,
адекватные поставленным задачам.
На основе методов наблюдения и анализа продуктов учебной деятельности зафиксирован
недостаточный уровень сформированности готовности будущих магистров программной
инженерии к профессиональной коммуникации. Для его качественного повышения
разработана модель формирования готовности будущих магистров программной инженерии к профессиональной коммуникации, особенностью которой является использование
принципа междисциплинарности в образовательном процессе вуза. В качестве наиболее эффективных методов формирования готовности к профессиональной коммуникации
выбраны интерактивные методы обучения, междисциплинарные проекты и современные
научно-образовательные интернет-ресурсы, повышающие мотивацию и вовлеченность
студентов.
Теоретические и практические результаты работы могут быть использованы в программах
подготовки студентов уровня магистратуры. Предложенная авторами схема может
лечь в основу разработки моделей и методических замыслов освоения студентами компетенций в области устной и письменной деловой коммуникации, научной сферы общения,
межкультурных аспектов взаимодействия со специалистами и др. The article deals with the relevant problem of training master students for professional communication.
On the basis of the theoretical analysis of the labor functions for programmers specified
in the professional standard and the analysis of competencies outlined in the Federal state educational standards of higher education 3+, the authors highlighted the relevant competence - readiness for professional communication. The competence requires the search for productive educational measures to promote the development of this type of readiness.
The aim of the research is to construct a model of formation of readiness of future software engineering masters for professional communication. According to the purpose the following tasks are solved: 1) the algorithm of model design is developed and tested; 2) by means of the analysis of documents the studied problem relevance is proved; 3) the analysis of scientific sources assisted to specify the definition of the readiness of future software engineering for professional communication and define the list of necessary knowledge, abilities and skills;
4) on the basis of the modeling method, a structural model of the educational process is constructed
and the content of its components is given. To solve these problems, we relied on the methodology of systematic, competence and integrative approaches. Besides, we used methods of documents analysis, theoretical analysis and synthesis, observation, analysis of products of educational activities and modeling which are considered as adequate to the tasks.
On the basis of the methods of observation and analysis of the products of educational activity,
the insufficient level of readiness of future software engineering masters for professional communication is recorded. For its qualitative improvement the model of formation of readiness of future software engineering masters for professional communication is developed. The main feature of this model is the use of the interdisciplinary principle in the educational process of the University. Interactive teaching methods, interdisciplinary projects and modern scientific and educational Internet resources that increase motivation and involvement of students are chosen as the most effective methods of formation of readiness for professional communication.
Theoretical and practical results of the work can be used in training programs for graduate students. The scheme proposed by the authors can form the basis for the design of models and methodological ideas for the development of students' competencies in the oral and written business
communication, scientific sphere of communication, intercultural aspects of interaction with specialists, etc.
Описание:
Елсакова Рената Загитовна, аспирант кафедры безопасности жизнедеятельности, ЮжноУральский
государственный университет, г. Челябинск, sultanbekovarz@susu.ru.
Батина Елена Владимировна, аспирант кафедры безопасности жизнедеятельности, Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, Batina.ev@mail.ru.
Семенова Яна Васильевна, аспирант кафедры безопасности жизнедеятельности, ЮжноУральский
государственный университет, г. Челябинск, semenovayv@susu.ru.
Раимбаев Бахыт Батырханович, аспирант кафедры безопасности жизнедеятельности, Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, raimbaevb@mail.ru. R.Z. Elsakova, sultanbekovarz@susu.ru,
E.V. Batina, batina.ev@mail.ru,
Ya.V. Semenova, semenovayv@susu.ru,
B.B. Raimbaev, raimbaevb@mail.ru
South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation