Аннотации:
В статье рассматривается актуальная проблема выбора обучающимися дополнительного
образования. Представлены результаты практической части констатирующего исследования
проблемы выбора обучающихся 5-6-х классов направлений дополнительного образования.
Целью исследования, представленного в статье, является констатация и выявление особенностей взаимодействия обучающихся, родителей, педагогов как участников образовательных
отношений в выборе направлений дополнительного образования. Для достижения
поставленной цели исследования решены следующие задачи: 1) выбрана база исследования в соответствии с определенными критериями; 2) определены методы исследования;
3) разработан инструментарий исследования, определены методики обработки результатов; 4) на основе анализа полученных результатов выявлены позитивные и негативные
тенденции исследования проблемы. В исследовании использованы методы теоретического
анализа и синтеза, метод контент-анализа, анкетирование.
Основой исследования стали данные опроса обучающихся 5-6-х классов МАОУ «Образовательный центр № 4 г. Челябинска» и результаты проведенного контент-анализа научных публикаций по проблеме выбора дополнительного образования за период с 2014 по 2019 годы. В статье анализируется выбор направлений дополнительного образования
как отдельных участников образовательных отношений - обучающихся, родителей, педагогов, так и во взаимодействии между собой в различных подсистемах: родители - обучающиеся, обучающиеся - обучающиеся, родители - педагоги дополнительного образования,
обучающиеся - педагоги дополнительного образования, родители - обучающиеся
- педагоги-психологи и в других вариантах.
Полученные результаты исследования позволяют автору не только констатировать «текущее» состояние проблемы, но и выявить тенденции, его обуславливающие, осуществить
прогнозирование и наметить поиск путей разрешения проблемы на основе выявленных
тенденций и состояний.
Результаты исследования могут быть полезны в образовательной практике при организации
процесса дополнительного образования, направленного на обеспечение взаимодействия
в системе обучающиеся - родители - педагоги дополнительного образования в выборе направлений дополнительного образования. The article solves the actual problem of students' choice of additional education. The results of the ascertaining study of choosing areas of additional education by the students of the 5th and 6th grades are presented.
The purpose of the study is to establish and identify the features of interaction of students, parents, teachers as participants of educational relations in the choice of areas of additional education.
To achieve the goal of the study, the following tasks were solved: 1) the research base was selected in accordance with certain criteria; 2) the research methods were determined; 3) the research tools were developed, the methods of processing the results were defined; 4) positive
and negative trends in the study of the problem were identified. The study used the methods of theoretical analysis and synthesis, the method of content analysis, questioning.
The study was based on data of a survey of students of the 5th and 6th grades from “Educational
center No. 4”, Chelyabinsk and the findings of the content analysis of scientific publications
on the problem of further education for the period from 2014 to 2019.
The article analyzes the individual choices of areas of additional education made by students and the choices made in interaction of different groups in various subsystems: parents - students, students - students, parents - teachers of additional education, parents - students - teachers- psychologists.
The obtained results allow the author to define the current state of the problem, to identify trends, to highlight the ways to solve the problem based on identified trends and conditions.
The results of the study can be used in educational practice in the system of students - parents
- teachers interaction to choose the areas of additional education.
Описание:
Батина Елена Владимировна, аспирант кафедры безопасности жизнедеятельности, ЮжноУральский
государственный университет, г. Челябинск, batina.ev@mail.ru. E.V. Batina, batina.ev@mail.ru
South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation