Аннотации:
Проблема повышения эффективности процесса подготовки обучающихся в аспирантуре
к успешной самостоятельной исследовательской деятельности становится особенно актуальной в современных условиях, что обусловлено все возрастающей потребностью развивающейся промышленности, изменениями во всех сферах жизни общества, в том числе и в сфере образования. Одной из главных задач образовательного процесса в аспирантуре
является подготовка обучающихся к самостоятельной исследовательской деятельности.
При исследовании любого объекта окружающей действительности его необходимой
составляющей является определение сущности и содержания основных понятий, что и составляет цель данной статьи. В процессе исследования поставленной проблемы были использованы теоретические методы: анализ научной литературы и синтез имеющихся
научных знаний, отражающих положения философии и педагогики для определения
сущности исследуемого феномена. Результатом данной работы является представление
феномена «исследовательская деятельность обучающихся в аспирантуре». Исследовательская
деятельность обучающихся в аспирантуре понимается нами как особый вид познавательной деятельности, осуществляемый в образовательном процессе вуза и направленный
на: изучение различных объектов с целью получения новых знаний для их использования в преобразовании окружающей действительности; развитие у обучающихся
позиции исследователя через освоение потенциала методов, средств, процедур научного
исследования для обеспечения высоких результатов будущей исследовательской деятельности.
Выделены характеристики рассматриваемого феномена (цель, задачи, функции,
виды, особенности данной деятельности в отличие от других уровней образования (бакалавриата, магистратуры)). Теоретические результаты могут стать основой для педагогов-практиков, реализующих программы высшего образования на уровне аспирантуры. The problem of effectiveness increase of preparing PhD students for successful independent research activities becomes particularly relevant in modern conditions, which is caused by the growing need of developing industry, changes in all spheres of society, including the field of education. One of the main tasks of the educational process in postgraduate school is to prepare students for independent research activities.
The article defines the essence and content of the basic concepts of the study.
Studying the problem posed we analyzed the literature, synthesized the existing scientific knowledge, reflected on the philosophical and pedagogical provisions to determine the essence of the phenomenon under study.
The result of this work is the presentation of the phenomenon “research activities of students in postgraduate school” as a special kind of cognitive activity carried out in the educational process of the university and aimed at studying various objects to obtain new knowledge for transforming the surrounding reality; and the activation of the researcher - position in students through the development of skills to use methods, tools, research procedures for ensuring high results of future research activities. The objectives, functions of this activity and its difference from other levels of education (Bachelor, Master) were also identified.
The novelty of the research is in denoting the characteristics of the phenomenon under study (goals, objectives, functions, species).
The reviewed provisions can be the basis for practicing educators to implement postgraduate higher education programmes.
Описание:
Ипполитова Наталья Викторовна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры
профессионально-технологического образования, Шадринский государственный педагогический
институт, г. Шадринск, inv_@mail.ru.
Стерхова Наталья Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры профессионально-технологического образования, Шадринский государственный педагогический институт, г. Шадринск, uliana@_shadrinsk.net. N.V. Ippolitova, inv_@mail.ru,
N.S. Sterkhova, uliana@_shadrinsk.net
Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russian Federation